Заработали на девальвации

От падения гривны выиграли Ахметов, Тарута, Пинчук и Нусенкис.

За последние три месяца гривна подешевела более, чем на треть*. Больше всего от роста курса доллара страдают импортеры – падают доходы и покупательская способность. Экспортерам, крупнейшими из которых являются металлургические предприятия, рост валюты, напротив, играет на руку.

Доходчиво, хоть и очень упрощенно, их выгоду от девальвации описал мэр Мариуполя Юрий Хотлубей. “Если за 10 000 тонн металла они (меткомбинаты – Hubs) могли выручить $10 млн и обменять их на 80 млн гривен, то при нынешнем – на 120 млн. Экспортеры выиграли”, – отмечает он.

Мэр крупнейшего металлургического города Украины, в котором работают три метзавода, слегка переоценил реалии рынка, хотя общая картина выглядит именно так.

Представители металлургического сектора не делились своими оценками влияния девальвации на их работу. Но на днях финансовый директор группы “Метинвест” Алексей Кутепов в телефонном интервью британскому агентству Platts раскрыл часть секретов. Финрезы группы, несмотря на небольшое снижение производства в первом квартале 2014 года, оказались не хуже, чем годом ранее. Все благодаря девальвации. До 70-80% выручки компании формируется за счет экспортных контрактов в долларах или евро, в то время как более 50% затрат – в гривне.Такое сочетание принесло “Метинвесту” выгоду, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

По словам Кутепова, каждые 10% падения гривны добавляют $250-300 млн к показателю прибыли по EBITDA. В “Метинвесте” пока не готовы огласить ожидаемые финрезы, но ожидают, что 2014 год окажется стабильнее 2013 -го. Притом, что среднегодовые цены на стальной прокат, по прогнозам компании, снизятся на 5-6%.

На момент интервью девальвация гривны достигала лишь 30%. Вполне возможно,что в компании слишком оптимистично оценивали угрозы и риски от дальнейшего обесценивания гривны. У «Метинвеста» долг в размере $4,3 млрд, большая часть из этой суммы привлекалась в иностранной валюте.

Помимо “Метинвеста”, в выигрыше могут оказаться и другие крупные металлургические компании. Например, ИСД Сергея Таруты, Олега Мкртчана из пула российских инвесторов и “Донецксталь” Виктора Нусенкиса. Но их выгода будет куда скромнее. У ИСД, в отличие от “Метинвеста”, нет собственного сырья, зато есть огромный долг в валюте. Похожая ситуация и у обремененной кредитами “Донецкстали”. К тому же она временно не выпускает металлопрокат.

Может выиграть от девальвации и трубно-колесная компания “Интерпайп” Виктора Пинчука. Основное сырье – стальной лом – компания собирает и перерабатывает на своих вторметах внутри страны. В себестоимости стали долларовая составляющая минимальна, но и здесь следует учитывать долг компании. К тому же, “Интерпайп” сильнее других участников рынка зависит от российского рынка, которые могут ограничить по политическим мотивам.

Выгоду от девальвации получили не только украинские металлурги. С начала года подешевели валюты и других стран экспортеров – российский рубль просел на 11%, а турецкая лира – на 7%. По оценкам аналитического отдела консалтинговой компании “Укрпровнешэкспертиза”, затраты на производство снизились на $10-15 за тонну в СНГ и на $30 за тонну продукции турецких меткомбинатов.

bar_met1

*исправлен процент удешевления национальной валюты

 Текст Василий Титаренко

*

Top