Виталий Григоровский: Если не начать реформировать электроэнергетику сегодня, то через 10–15 лет страну ожидает настоящий коллапс…

Президент Ассоциации операторов распределительных электросетей о причинах затягивания реформ на энергорынке

Минувшей осенью руководство Фонда государственного имущества Украины заявило о переносе приватизации шести облэнерго на начало 2017 г. Свою позицию чиновники аргументировали необходимостью проведения отраслевой реформы, после которой привлекательность указанных государственных активов должна была существенно возрасти. Речь шла и о RAB-регулировании, о введении двухставочного тарифа и о ряде других важных решений. Прошло полгода, однако преобразования так и не были проведены. О причинах такого затягивания процесса и о влиянии потенциальной реформы на весь рынок электроэнергии в Украине Hubs поговорил с Виталием Григоровским, президентом Ассоциации операторов распределительных электросетей.

– Виталий Владимирович, приватизация ряда облэнерго, запланированная на прошлый год, была перенесена на более позднее время в связи с грядущей отраслевой реформой. Считаете ли Вы такое решение правильным?

– Действительно, процесс приватизации отдельных облэнерго (являющихся операторами распределительных сетей) оказался растянутым на годы. Например, разговоры о продаже Черкассыоблэнерго начались в 1999 году, и государство даже предпринимало в отношении этого актива определенные действия, но компания так и не была приватизирована.

Сегодня затягивание продажи связывают с необходимостью провести реформы, ведь приватизация должна обеспечить максимальное поступление денег в бюджет. А обеспечить самую высокую цену продажи можно только создав привлекательные условия для потенциальных покупателей. Они должны быть уверены в безопасности своих инвестиций и получить гарантии заданной нормы прибыли на эти самые инвестиции. Для этого необходимы соответствующие решения на уровне законов и подзаконных актов. В том числе речь идет о RAB-регулировании, введении двухставочного тарифа и т.д. Однако решения не принимаются.

– В чем причина?

– Затягивание процесса наводит только на одну мысль: есть лица, заинтересованные не в максимизации цены продаж, а, наоборот, в ее минимизации. Другими словами, они хотят приобрести активы максимально дешево. Но это вовсе не означает, что реформа не состоится. Понятно, что будущие владельцы облэнерго – это люди, либо входящие во власть, либо имеющие серьезное влияние на нее. Соответственно, рано или поздно они сумеют добиться того, чтобы решения, стимулирующие инвестирование в низковольтные распределительные сети, были приняты. Ведь тот, кто приватизирует такой высоколиквидный актив, как облэнерго, не будет делать этого из альтруистических соображений, он будет заинтересован в максимизации своей прибыли.

– Как рядовому потребителю объяснить взаимосвязь между проведением реформы и привлекательностью сегмента распредсетей в электроэнергетике?

– Откровенно говоря, рядовой потребитель вообще далек от этого. Его подобные вопросы не интересуют. Его волнует конечный тариф на электроэнергию. И отдельные лица, пользуясь неосведомленностью людей, занимаются откровенной спекуляцией на данной теме. Например, пугают тем, что проведение реформы приведет к росту стоимости электроэнергии.

Но давайте разберемся вместе. Сегодняшний достаточно высокий тариф к запланированной реформе не имеет отношения. Он обеспечен неадекватной долей генерации (производства электроэнергии) в этом тарифе. Да и в структуре самой генерации значительную часть занимает тепловая или, другими словами, угольная генерация. В отдельных компаниях стоимость производимой электроэнергии превышает 9 грн за кВт.

Возьмем данные за апрель текущего года. Средневзвешенный тариф электроэнергии тепловой генерации составил 1,92 грн за 1 кВт. Соответственно, именно тепловая генерация «тянет» оптовую рыночную цену вверх. То есть мы должны говорить не о том, что стимулирующее тарифообразование и двухставочный тариф приведут к росту цен, а о существующей сегодня неоптимальной структуре тарифа. Ее необходимо менять. Если же эти изменения произойдут, не исключено, что никакого повышения цен и не будет. Только об этом наши популисты почему-то все время умалчивают.

Grigorovskiy_2

Виталий Григоровский: В ближайшие 10 лет только на поддержание распредсетей в рабочем состоянии (не говоря об их дальнейшем развитии) может понадобиться около $40 млрд. инвестиций

– Говоря о реформе, многие обращают внимание исключительно на те объекты системы распредсетей, которые только планируются к продаже. А что будет с ранее приватизированными предприятиями, как на них скажутся новые правила работы?

– Мы не должны забывать главную цель реформирования рынка электроэнергетики – это обеспечение надежной, бесперебойной и безопасной поставки электроэнергии потребителям. Вот только мощная команда реформаторов украинской энергетики несколько увлеклась, реформы стали для этих людей самоцелью. Я ни разу не услышал в их исполнении каких-либо высказываний о том, как те или иные преобразования повлияют на конечного потребителя, как будут способствовать достижению той цели, о которой я сказал ранее.

А для того чтобы обеспечить надежную, бесперебойную и безопасную поставку электроэнергии потребителям, прежде всего в надлежащем состоянии должна находиться система низковольтных распределительных сетей, поскольку именно через нее в нашей стране поставляется большая часть (до 90%) электроэнергии. Учитывая, что износ объектов системы составляет от 60% и выше, мы должны думать о том, как реформа повлияет на ее техническое состояние.

– И какие здесь перспективы?

– Я и многие другие эксперты неоднократно уже говорили о том, что нам необходимо как можно быстрее повышать привлекательность отрасли для притока инвестиций в модернизацию низковольтных распределительных сетей.

Если не начать этого делать сегодня, то через 10–15 лет страну ожидает настоящий коллапс. Даже с учетом советского запаса прочности объектов, в любой момент, по прошествии указанного срока, мы можем ожидать обрушения сетей в любом из регионов Украины. А вы понимаете, что означает обесточить даже небольшой населенный пункт (я уже не говорю об областных центрах и городах-миллионщиках)?

Это не просто неработающая лампочка или размороженный холодильник. Это еще и, к примеру, отключение водоочистных сооружений. Одно за другим – мы получаем техногенную катастрофу. Соответственно, реформирование рынка, если мы говорим о сегменте распределения электроэнергии, будет иметь колоссальное значение. Но только в том случае, если это реформирование будет направлено на достижение главной цели – обеспечение надежной, бесперебойной и безопасной поставки электроэнергии потребителям.

– Эксперты Ассоциации операторов распредсетей уже оценивали объем инвестиций, необходимый отрасли для того, чтобы избежать тех ужасных последствий, о которых Вы говорите?

– В перспективе в ближайшие 10 лет может понадобиться сумма около $40 млрд. Это то, что необходимо для поддержки распредсетей в рабочем состоянии, не говоря об их дальнейшем развитии.

А развитие тоже необходимо, ведь в будущем мы можем столкнуться с изменением структуры генерации в части увеличения доли возобновляемой генерации, а также с использованием в промышленных масштабах электроэнергии для замещения централизованного теплоснабжения.

Необходимы очень серьезные инвестиции. Соответственно, такие элементы реформирования, как введение стимулирующего тарифообразования, двухставочного тарифа и некоторые другие решения действительно будут иметь непосредственное влияние на устойчивость функционирования системы. Только необходимо действовать, а не декларировать. Интересно, что никто даже не оспаривает необходимость реформирования сектора, включая регулятора, но конкретных шагов мы не наблюдаем.

– Тем не менее можно ли сделать хоть какие-то прогнозы относительно времени реализации реформ электроэнергетики в Украине?

– Несмотря на декларируемую независимую позицию регулятора, эксперты отдают себе отчет в том, что в нашей стране он так или иначе будет принимать решения, которые выгодны и нужны представителям высшей власти.

Соответственно, можно было бы делать какие-то прогнозы, ориентируясь на общеполитическую и общеэкономическую ситуацию в государстве. Но ни вопрос наполнения бюджета (а ведь приватизация облэнерго после реформы могла бы принести казне серьезные деньги), ни давление со стороны наших западных партнеров пока никак не способствовали ускорению процесса реформирования рынка.

Из этого я делаю собственные выводы. Вероятно, наверху пока еще не определились, кто конкретно купит эти объекты. Как только будет достигнута такая договоренность, все соответствующие решения будут быстро приняты. Это моя личная точка зрения.

Однако, повторюсь, затягивание с созданием привлекательного и эффективного поля для инвестирования не только в развитие, но и в поддержание в рабочем состоянии структуры низковольтных сетей – чревато большими неприятностями. Существующий запас прочности объектов системы имеет свой предел. Мы сейчас уже приближаемся к опасному периоду необратимых последствий. Те или иные элементы распределительных сетей могут начать разрушаться, что автоматически повлечет за собой обесточивание населенных пунктов.

Все надо делать своевременно. Серьезные игроки рынка ждут, какие решения примет государство. Когда это произойдет – неизвестно. Но что-то делать необходимо уже сегодня.

Один коментар;

  1. Ирина said:

    Через 10 лет? А то что в нескольких районах Киева говорили, что отключат горячую воду до осени, потому что у Киевэнерго долги, потому что люди не в состоянии оплачивать это дикие суммы в платежках, потому что у одних счёт за квартиру как вся зарплата, а другие палят газ вхолостую, потому что у них субсидия — это не коллапс?
    Понятно, что эксперт оценивает ситуацию на другом уровне, но для населения коллапс — это то, что наступает с началом отопительного сезона.

*

Top