Украинский бизнес вступает в ЕС

Как крымские металлоломщики стали европейскими металлургами

Ломозаготовительная компания «КВВ Групп»  украинских бизнесменов Валерия Кришталя и Евгения Казьмина договорилась о покупке у латвийского правительства меткомбината «Лиепаяс металургс». Вчера стороны подписали предварительное соглашение о продаже. Комбинат обойдется Кришталю и Казьмину в 107 млн евро.

После завершения сделки под управлением КВВ окажется предприятие мощностью около 1 млн тонн стали, выпускающее строительную арматуру. В 2012 году завод выпустил 850 000 тонн стали  и заработал 434 млн евро. Комбинат вернулся в собственность властей после того как прошлые владельцы (Киров Липман, Сергей Захарьин и Илья Сегал) не смогли выплатить кредит итальянскому банку UniCredit. По условиям торгов украинские инвесторы должны запустить предприятие в этом году. Справятся ли они с этой задачей?

Комбинат обойдется Кришталю и Казьмину в 107 млн евро tweet

КВВ стала первой украинской ломозаготовительной компанией, которая приобрела собственное металлургическое предприятие. До нее такие попытки делали группа «Еврофинанс» бизнесмена Али Омрана и компания «Укр Мет» донецкого депутата Андрея Киселева. Омран за семь лет так и не смог начать строительство завода неподалеку от Белой Церкви, а Киселев вел переговоры о покупке Донецкого электрометаллургического завода у российской группы «Мечел».

Претендовали на ДЭМЗ и Кришталь с Казьминым. «КВВ групп» вошла в управление предприятием, рассказывал в октябре 2013 года президент ассоциации «УАВтормет» Василий Гуреев. Один из их конкурентов  в разговоре с журналистом Hubs утверждал, что к концу декабря стороны планировали договориться о покупке. Но партнерство не сложилось, «КВВ групп» занялась поиском другого объекта для инвестиций.

Латвийское правительство объявило о приеме предложений от инвесторов в апреле 2014 года. По сообщениям латвийской прессы, на имущество предприятия-банкрота претендовали российские компании – «Металлоинвест» Алишера Усманова, «Афина Паллада» Гайка Магакеляна (владеет в Украине Первомайским машзаводом – Hubs) и United Group российского бизнесмена Игоря Шамиса. Последняя компания вместе с КВВ «вышла в финал» торгов и даже предложила большую цену, чем КВВ – 120 млн евро. Но латвийские власти предпочли иметь дело с украинцами.

 На имущество предприятия претендовали «Металлоинвест» Алишера Усманова, «Афина Паллада» Гайка Магакеляна и United Group российского бизнесмена Игоря Шамиса. tweet

Не стала препятствием для сделки с КВВ и ее отношения с прошлыми властями.

«Компания имела отношение к режиму бывшего Президента Украины Виктора Януковича, а ее владелец был членом Партии регионов. Но он не связан с деньгами режима Януковича» ,  —  сообщила премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма в эфире местного канала.

Премьер отметила, что правительство не получало от органов безопасности информацию, которая свидетельствовала бы о том, что «КВВ групп» не следует работать в Латвии. По ее словам, договор о продаже стороны подпишут во второй половине сентября.

Крымские корни

Украинский покупатель латвийского комбината вырвался в лидеры украинского металлоломного рынка не так давно. В 90-х – начале нулевых компания называлась КВВМПУ и работала преимущественно в Крыму. Что означает ее название? «КВВ – это Кришталь Владимир Владимирович, а МПУ – непереводимая игра слов», – рассказывал украинскому Forbes начальник юридического департамента компании Денис Мацкевич.

Есть и другая байка. До прихода в бизнес основатели служили на флоте, сообщил Hubs один из отраслевых экспертов. КВВМПУ – аббревиатура Киевского высшего военно-морского политического училища, которое располагалось на территории нынешней Киево-Могилянской академии.

Проблемы своих конкурентов компания использовала для бурного роста. КВВ выкупила часть  активов  обанкротившейся российской группы МАИР Виктора Макушина, рассказал Hubs аналитик компании «Укрпромвнешэкспертиза» Юрий Добровольский.

С середины 2000-х компания поставляла лом на Мариупольский меткомбинат имени Ильича, затем — на «Запорожсталь». После того, как предприятия вошли в холдинг «Метинвест» Рината Ахметова, КВВ пришлось искать других потребителей, в том числе за границей. «У них были постоянные сложности с поиском постоянного покупателя», — добавляет Добровольский.

Экспорт лома из Украины регулируется государством. С июня 2013 года по июнь 2014-го комиссия Минэкономразвития установила квоту в 1,1 млн тонн tweet

Покупка меткомбината – попытка создать вертикальную интеграцию для своего бизнеса, отмечает аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка. Но некоторые участники рынка скептически оценивают перспективы синергии. КВВ – один из крупнейших операторов украинского рынка, тем не менее ее мощностей недостаточно для загрузки предприятия. Топ-менеджер одной из компаний-конкурентов оценил продажи КВВ на внутреннем рынке в 30-40 000 тонн в месяц. Месячная потребность латвийского завода при условии полной загрузки – около 100 000 тонн. «Своих мощностей им явно не хватит», – соглашается Добровольский.

Совладелец компании Евгений Казьмин вчера был недоступен для комментариев. «Извините, у меня переговоры», – ответил он на звонок Hubs.

Есть и другая проблема – экспорт лома из Украины регулируется государством. С июня 2013 года по июнь 2014-го комиссия Минэкономразвития установила квоту в 1,1 млн тонн. Кроме того, за каждую тонну лома на экспорт компания дополнительно платит пошлину в 10 евро. «Нового заседания не было ни в июле, ни в июне, ни в августе, – рассказывает Добровольский. – Новых квот никому не выдавали». «Сегодня никто в Украине не поставляет лом на экспорт, все ждут решения вопроса», – подтверждает топ-менеджер крупного украинского втормета.

Чтобы запустить латвийский завод, КВВ придется покупать сырье в Европе. Справится ли с этим инвестор? «Там сейчас профицит лома, проблем быть не должно», – уверен Владимир Бублей, гендиректор компании «Керамет», которая снабжает ломом украинские и европейские заводы ИСД.

*

Top