Рыболовецкие суда: латать или брать в лизинг?

Чиновники, рыбаки и лизингодатели решают, как обновить рыболовецкий флот

Украинские лизинговые компании намерены помочь рыбакам обновить устаревший флот. Таким образом лизингодатели могут выйти на практически новый для себя рынок.

Так, например, компания «ТЕКОМ-Лизинг» недавно сама инициировала встречу с руководством Государственного рыбного агентства, чтобы чиновники помогли ей найти общий язык с рыбаками. Тем более, что летом глава Госрыбагентства Ярема Ковалив самолично в одном из интервью пообещал наладить контакт между предприятиями, которые нуждаются в обновлении флота, и теми, кто его строит.

«Часть рыболовецких компаний не знает, что у нас есть производители, а производители, в свою очередь, не знают, какие потребности у рыбаков. Лизинговые же компании не подозревают, что есть такой перспективный рынок», — сказал он в интервью. И добавил, что реализовать проект можно только при активном участии лизинговых компаний, поскольку ГП «Украгролизинг» не финансирует такие программы.

Напомним, ранее чиновники уже обещали начать обновлять отечественный флот рыбной промышленности. Это даже предусмотрели в Концепции целевой экономической программы развития рыбного хозяйства Украины на 2012-2016 годы. Однако на практике результатов государственной программы до сих пор никто не увидел.

«Сейчас ситуация такова, что государство компенсирует процентную ставку сельхозпроизводителям. Это заложено в бюджете. Проценты по лизингу компенсируются только если ты берешь сельскохозяйственную технику в ГК «Украгролизинг». Но рыбопромышленную отрасль она не финансирует. Мы, как финансирующая организация, готовы это делать, и выступаем за то, чтобы рыбакам компенсировали хотя бы часть процентной ставки, потому что сейчас она достаточно высокая. Компенсация части процентной ставки государством может стать дополнительным стимулом к обновлению плавсредств в хозяйствах частных предприятий», — объясняет позицию компании генеральный  директор «ТЕКОМ-Лизинг» Павел Мухин.

Он надеется, что компанию включат в бюджетный план. «Мы предложили агентству подписать меморандум: наша компания на определенных условиях (о них ниже. – Ред.) готова финансировать строительство плавсредств, а также расширение уже существующего производства. Мы готовы вкладывать в эту отрасль 100-150 млн грн в год», — сообщил он Hubs.

Впрочем, как уточнили Hubs в Госрыбагентстве, подписать меморандум с  частной компанией госрегулятор не может. Да и будет ли государство компенсировать процентную ставку – тоже пока под большим вопросом.

Порыв бизнеса

Как бы там ни было, лизинговая компания считает рынок перспективным и готова на нем работать. Ведь большая часть украинского рыболовецкого флота в любом случае требует обновления. По данным Госрыбагентства, из 5035 зарегистрированных судов уже износились около 70%. Их возраст перевалил за 30 лет. Тем не менее рыбаки продолжают использовать этот флот, стараясь продлить его ресурс. Ведь для покупки новых судов необходимы значительные ресурсы, потратить которые может себе позволить далеко не каждый собственник.

В первую очередь, лизингодатели заинтересованы в финансировании строительства маломерного флота (6-12 м). В Судовой книге Украины зарегистрировано 5035 маломерных рыболовных судов. На внутренних водоемах страны используются 2972 ​​судна, в Азовском и Черном морях – 2063 судна. Из этих 2063 судов фактически эксплуатируются 380 маломерных судов (6-12 м). Кроме того, в книге зарегистрировано 110 малотоннажных (12-45) и 236 крупнотоннажных рыболовных судов (более 45 м).

«Нельзя сказать, что мы будем финансировать строительство только маломерных или малотоннажных судов. Мы готовы финансировать разноплановые суда, а также финансировать приобретение оборудования и спецтехники для расширения производства. Исходя из нашей практики,  финансирование сегодня становится эффективным и обоюдовыгодным, если стоимость объекта лизинга будет не меньше 250 тыс. грн», — говорит Мухин.

Он также уточнил, что сам по себе механизм лизинга предполагает также  наличие у клиента собственных средств для внесения аванса. Авансовая сумма должна быть не менее 30% от общей суммы  предполагаемого проекта.

Судостроительные реалии

Отметим, что заводы, которые способны строить рыболовецкие суда, в Украине есть. Причем корабелы могут строить как небольшие суда, так и крупные рыболовецкие траулеры. Часть рыболовецкого флота стран постсоветского пространства была построена именно в Украине, и до сих пор наши специалисты на этом рынке ценятся. Но эти достижения все-таки в прошлом. Из условно свежих примеров – спуск на воду большого морозильного траулера-рыбозавода «Генерал Трошев». Его «Черноморский судостроительный завод» построил в 2011 году для российской компании «Преображенская база тралового флота».

В то же время маломерный флот проще создавать на других мощностях. «Если у ЧСЗ площадь 300 га, то в Черкассах есть маленькое судостроительное предприятие с площадью менее 3 га, которое при этом работает на экспорт. Маленькая компания строит рыболовецкие «маломеры и на Киевском море», — приводит примеры президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий.

По его словам, небольшие компании занимают свою нишу и понимают специфику конкретного сегмента. «Суда, которые работают на Черном и Азовском морях, отличаются от тех, которые действуют на внутренних водных путях», — добавляет Лисицкий.

В свою очередь, руководитель маленькой судостроительной компании Сергей Радченко настроен скептически. Он сам был раньше рыбаком. В 1999 году начал заниматься ремонтом двигателей. Потом взялся за строительство небольших судов. Сейчас заказов на строительство у бизнесмена нет. «По большому счету те, кто мог себе позволить покупку новых судов, сделали это раньше. Стоимость судна – от 200 тыс. грн. А прибыль у рыбаков сейчас значительно уменьшилась. Если раньше минимальная стоимость приема рыбы составляла один доллар,  то сейчас – 25 центов. А квоты на вылов рыбы пытаются отобрать каждый год. Так что будут в лучшем случае покупать лодки за тысячу долларов», — сказал он Hubs.

Потребности

Рыбаки отмечают, что для покупки новых судов им необходима четкая перспектива хотя бы на пять лет. Глава Госрыбагентства отметил, что начиная с 2017 года квота на вылов рыбы будет действовать уже не год, а пять лет. И тогда предприниматель действительно сможет планировать свою деятельность на несколько лет вперед. По словам Ковалива, ведомство планирует отработать законодательный механизм, который гарантировал бы незыблемость этого права, если предприниматель не допускал нарушений.

Пока же принято решение создать соответствующую рабочую группу. Специалисты, профильные ассоциации и производители определятся с перечнем рыболовных судов, которые нужны предпринимателям. Тогда же появится четкое понимание, кто из производителей какие объемы строительных работ готов выполнить. Кроме того, будет понятно, какие еще вопросы необходимо решить на законодательном уровне.

*

Top