Российские потери

«Русская весна» привела к побочным эффектам: санкциям, бойкоту российских товаров и курсу Европы на газовую независимость

«Русская весна» началась с захвата Крыма. Эстафету подхватили города украинского Юго-Востока – там прошли сепаратистские митинги и беспорядки. На Донбассе они перешли в вооруженное противостояние с силовиками. Украинская промышленность и банковский сектор болезненно реагируют на происходящее. Но последствия в полной мере ощутила на себе и Россия. Весна закончилась, на дворе — лето. Hubs выделил пять ключевых последствий для экономики нашего северного соседа.

Санкции

Первые санкции в отношении российских чиновников США ввели в марте в ответ на аннексию Крыма. Тогда в списке были всего четыре человека: близкие к Путину миллиардеры Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, Аркадий и Борис Ротенберги. Им запретили въезд в США, а чуть позже дополнили список компаниями и банками, которыми владеют бизнесмены. Уже сейчас санкции США действуют в отношении 44 украинских и российских граждан и их компаний, в списке ЕС – 61 человек. И хотя многие российские СМИ утверждают, что меры. принимаемые западом в отношении РФ, не вредят экономике страны, это не так.

Во-первых, компаниям, попавшим в список, стали недоступны дешевые западные займы. «Они полностью изолированы от западного финансового рынка», — говорит исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Калинюк. По словам гендиректора финансовой компании«Народная Казна» Алексея Лебедева, последние два месяца западные банки практически не выдавали кредитов российским компаниям. Банки, которые все же готовы кредитовать российские компании, выдвигают по отношению к ним довольно жесткие условия. По данным Лебедева, главное требование – прописать в договорах немедленный возврат кредита в случае, если сама компания или ее бенефициары попадут в санкционные списки.

Падение биржевых котировок

Сразу после аннексии Крыма новостные ленты запестрели новостями о падении биржевых котировок российских компаний и. как следствие, их миллиардных убытках. На самом деле, это не совсем так. Во время своего первого визита в Киев экс-миллиардер Михаил Ходорковский назвал эти потери виртуальными и призвал не придавать им большого значения.

«В краткосрочном промежутке падение котировок не играет большой роли, – подтверждает управляющий директор Dragon Capital Дмитрий Тарабакин. – До тех пор, пока российские компании ничего не продают и не привлекают, они не сильно на себе это ощущают». Но полностью исключать негатив нельзя. Акции нередко выступают залогом по кредитам. Из-за падения котировок инвесторы могут потребовать досрочного возвращения денег или приостановить финансирование. «В будущем низкие оценки и общее отношение к России оставляют компаниям очень узкое пространство для новых размещений и удорожают привлечение капитала», – добавляет Тарабакин.

Продажа зарубежных активов

Санкции США и Европы против «друзей Путина» спровоцировали сделки по слияниям и поглощениям. Сразу же после объявления стало известно, что Геннадий Тимченко (№61 в глобальном рейтинге миллиардеров по версии Forbes с состоянием $15,3 млрд) продал свою долю в глобальном нефтетрейдере Gunvor. Покупателем стал его партнер по компании Торбьерн Торнквист. Примеру Тимченко могут последовать и другие российские толстосумы. На продажу выставлен метзавод Claymont в США, который принадлежит группе Evraz Романа Абрамовича.

По данным Wall Street Journal, из-за политических мотивов готов расстаться со своими американскими компаниями – Dearborn в Мичигане и Columbus в Миссисипи – хозяин «Северстали» Алексей Мордашов. В прошлом году заводы заработали $4 млрд и дали третью часть всей выручки группы. Впрочем, по версии Мордашова, продать предприятия он может только, чтобы заработать, а не по каким-либо иным мотивам. Испытывают сложности и бизнесмены помельче. Зажиточные россияне устроили настоящую распродажу загородных домов в Финляндии.

Бойкот товаров

В начале марта несколько гражданских инициатив Украины призвали людей бойкотировать продукты и одежду из России. К ним присоединились некоторые сети супермаркетов, которые начали размещать возле ценников товаров флаг страны производителя. Движение приобрело массовый характер.  По данным исследований компании TNS,  к бойкоту положительно отнеслись почти 52% украинцев, при этом почти 40% опрошенных  заявили, что сами бойкотируют российские товары.
Бойкот уже начал приносить плоды. В первом квартале 2014 года импорт  из России в Украину упал на 26%. Это почти на 6% больше, чем  с другими странами. Причем сокращение произошло в основном за счет потребительских товаров.
Так, мяса и субпродуктов из России было ввезено почти на 40% меньше, рыбы и ракоподобных  – на 62,7%, сухофруктов и орехов — на  64,4%, а жиров – на 33,2%. Кроме того, от бойкота страдает и российский шоу-бизнес. Запланированные раньше гастроли в Киеве были вынуждены отменить с десяток российских артистов и групп. Например, Александр Розенбаум, Хор Турецкого, Владимир Кузьмин, Ирина Аллегрова, группы «Алиса», «Кукрыниксы».

Курс Европы на  независимость от «Газпрома»

Европа серьезно задумалась над диверсификацией источников импортного газа. На прошлой неделе еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер презентовал новую стратегию энергетической безопасности ЕС. Ее ключевые цели – импорт нероссийского топлива и разработка месторождений сланцевых пород. Причины ясны: в связи с последними событиями в Украине Европа все меньше видит в Кремле надежного партнера. Москва то и дело норовит использовать свое оружие энергетическую дубинку «Газпрома» – для демонстрации силы. Нынешняя доля российского сырья на европейском рынке   около 40%. Поэтому ЕС сделает ставку на строительство морских терминалов по перевалке сжиженного природного газа. Европа может принимать морем около 200 млрд кубометров топлива в год. В прошлом году страны использовали эту возможность только на треть, закупив около 60 млрд кубометров сжиженного газа.

Вторая надежда Европы – разработка месторождений так называемого сланцевого газа. Здесь тоже не все гладко – в некоторых густонаселенных странах Европы добыча газа запрещена из-за экологических угроз. Но это все – перспектива нескольких лет. Куда более действенным способом борьбы с «Газпромом» может стать недавнее предложение Эттингера ввести единую цену для закупки российского газа для стран Европейского Союза. Если Европа сможет «додавить» внедрение единой цены для всех европейских стран, это может ударить по доходам «Газпрома» уже в ближайшей перспективе.

*

Top