Prozorro – первый на старте, кто следующий на бой с тенью?

На рынок выходит разработка «Национальная мониторинговая система», ориентированная на розничную торговлю

С 1 апреля вступает в силу Закон Украины «О публичных закупках», направленный на борьбу с коррупцией и детенизацией экономики. Как известно, парламент обязал проводить все крупные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства и территориальной общины через авторизованные электронные площадки. Наиболее популярный поставщик подобных услуг на сегодня – система ProZorro.

Однако ProZorro не является единственной системой, направленной на открытость и публичность экономики. Компания QB Technology создала и в ближайшее время выйдет на рынок с разработкой «Национальная мониторинговая система» (НМС). И если ProZorro направлена на работу с колоссами коррупции – закрытыми тендерами, то «НМС» призвана позаботиться о фиксировании оборота розничной торговли.

Данная система должна решить одну из самых наболевших проблем для фискальных служб страны – отображать реальные объемы розничной торговли. Так, по данным Госстата только за прошлый год товарооборот составил свыше триллиона гривен, примерно половину из которых обеспечили торговые предприятия – юридические лица. При этом, согласно данным Минэкономразвития, около 40% оборота находится в тени.

«Исходя из индикаторов Минэкономразвития Украины, мы оцениваем теневой оборот подакцизных товаров в объеме около 70 миллиардов. Это значит, что только прямые потери местных бюджетов составляют до 3,5 миллиардов в год. Государственный бюджет теряет несравнимо больше», – рассказала Hubs директор QB Technology Татьяна Воляр. По ее словам, «валовая добавленная стоимость в сфере транспорта составляет 120 миллиардов гривен, а если учесть, что в данной отрасли 46% находится в тени, то годовые потери бюджетов всех уровней достигают 10 млрд грн».

По мнению разработчиков, «Национальная мониторинговая система» поможет в решении ряда острых вопросов. Во-первых, она создаст эффективный инструмент контроля в режиме реального времени работы оборудования (кассового, торгового, производственного и т.п.) со стороны как собственников, так и государства. Во-вторых, создается возможность оперативного контроля и анализа розничных продаж, а обнаружить «серый» товар будет очень просто. Как следствие, собранная с помощью инструментов «НМС» достоверная информация об объеме оборота товаров и услуг поможет в реализации государственной финансовой, бюджетной, налоговой и таможенной политики.

В первую очередь «НМС» нацелена на вендинговый рынок (продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем, т.е. при помощи автоматов, – ред.) и сети АЗС. Эксперты единогласны во мнении, что добрая половина вендинговых автоматов установлена без согласования и фискальной отчетности. «Из-за сокрытия доходов, уклонения от уплаты налогов и отсутствия должного контроля расчетных операций прямые потери государственного бюджета в прошлом году только в сфере оптовой и розничной торговли, реализации нефтепродуктов, транспорте, достигли, по нашим оценкам, не менее 50 млрд грн», – говорит Татьяна Воляр.

«На сегодня НМС находится на этапе тестирования и в ближайшее время выйдет на рынок. Мы планируем начать с Днепропетровской области, уже сейчас ведутся переговоры с заинтересованными местными властями. Отмечу, что внедрение нашей системы не требует вливаний бюджета, а доход в местные бюджеты может увеличиться весьма значительно уже в краткосрочном периоде», – отмечает руководитель QB Technology.

Кроме этого, разработчики НМС убеждены, что подобная система контроля выгодна каждому гражданину Украины не только из-за увеличения поступлений в бюджет, но и по ряду других причин:

— обеспечение соблюдения прав потребителей, ликвидация нелегальной продажи товаров;

— сокращение расходов на содержание контролирующих органов и в перспективе — уменьшение численности их аппарата; уменьшение коррупционных проявлений благодаря автоматизации информационного взаимодействия предпринимателей с фискальными службами; создание предпосылок для дальнейшего реформирования фискальной системы и улучшение отношений власти с бизнесом.

При помощи такой системы отношения B2G и G2B могли бы стать более прозрачными. Но «НМС» в ближайшее время должна быть готова не только пройти тестовый режим, но и выдержать шквал критики, который будет поднят рядом бизнесменов, не готовых к честной уплате налогов и открытому ведению бизнеса.

Отметим, что кроме обязательного проведения тендеров через публичные торги есть еще несколько нововведений. Во-первых, обязательное использование электронной цифровой подписи (ЭЦП). При этом каждая из площадок самостоятельно выбирает перечень аккредитованных центров сертификации ключей.

Помимо этого будет внедрена прогрессивная шкала участия в тендерах. По словам руководителя департамента госзакупок Александра Стародубцева, пока это будет касаться только больших тендеров. «Мы начали буквально с минимума — одного необлагаемого минимума (17 грн) за участие в тендере стоимостью до 20 000 грн, ведь внося даже минимальную плату, поставщик начинает серьезнее относиться к закупке. Кроме того, мы зафиксировали максимальный тариф в размере 100 минимумов (1700 грн) за участие в тендерах стоимостью более 1 млн грн», – заявил чиновник.

Практика с оплатой участия в тендере не нова и давно успешно используется в Австрии и Грузии. Правда, стоимость там несколько другая: в Австрии это стоит около 200 евро, Грузия поскромнее – там участие обойдется всего в 20 евро.

*

Top