Новый передел

В Украине грядет очередной передел собственности. Пострадают фавориты прошлой власти

Любая революция заканчивается переделом собственности. Впервые Украина подтвердила этот тезис в 2005-м. Тогда единственными жертвами «смены элит» стали Виктор Пинчук и Ринат Ахметов, потерявшие «Криворожсталь» – крупнейший украинский меткомбинат.

Сменить собственника могли и другие тяжеловесы украинской промышленности. Например, северодонецкий «Азот», купленный незадолго до революции Алексом Ровтом, или комбинаты госхолдинга «Укррудпром», которые в том же 2004-м перекочевали в руки Ахметова, Вадима Новинского и Игоря Коломойского.

Не срослось.

Из списка, который гулял во властных кабинетах, один за другим исчезали конфликтные объекты. До суда (помимо «Криворожстали») дошел лишь один – Никопольский ферросплавный завод, но и этот процесс закончился ничем. Чтобы не возвращать государству НЗФ, Пинчук решил разделить его с Игорем Коломойским.

Потери Пинчука, судя по всему, оказались еще более ощутимыми. В Лондонском суде он пытается доказать, что Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов не вернули Криворожский железорудный комбинат, который приобрели у государства якобы в его интересах. Представить такой «кидок» от партнеров во времена Леонида Кучмы было невозможно. Но революция полностью изменила действующую систему координат.

На дворе – новый передел. Начало ему положила Россия, конфисковавшая вместе с Крымом «Черноморнефтегаз», Феодосийский судостроительный завод «Море», банковские отделения, винные хозяйства «Магарач» и «Массандра», а также десятки компаний поменьше. Получил «привет из Кремля» и Коломойский, намекнувший на шизофрению российского президента на своей дебютной пресс-конференции в ранге днепропетровского губернатора. В результате «ПриватБанку» пришлось спешно продавать свою российскую «дочку», а его   крымские отделения после аннексии полуострова по наследству  перешли российским банкам.

Эстафету подхватили на материковой Украине.

«Приватизирован» государством Одесский НПЗ Сергея Курченко, который тот купил весной прошлого года. После «черной метки» от американского правосудия, которую в Вене передали Дмитрию Фирташу австрийские полицейские, проблемы  коснулись  и его предприятий.

Украинское правительство  разрывает договора аренды ильменитовых ГОКов, которые снабжают сырьем титановые комбинаты Фирташа. Приватизация «Сумыхимпрома», который собирался купить олигарх, сорвалась. Дорогу Фирташу перешла дружественная «Привату» компания «Бизнес-инвест», из-за которой конкурс отложили до лучших времен.

В начале недели подоспела очередная идея.  Заместитель губернатора  Днепропетровской области Борис Филатов  описал последнее совещание, на котором Коломойский предложил конфисковать имущество, предприятия и акции сторонников сепаратизма. «Вдумайся, мало того, что они уперли на безконкурсной основе, фактически бесплатно, десятки заводов, энергокомпаний, Укртелеком, но сегодня за счет этих предприятий Янукович и его приспешники фактически спонсируют убийство наших граждан», – цитирует Филатов шефа в своем facebook.

Новыми владельцами активов должны стать «участники АТО, ветераны, родственники погибших». Каждый из них, по задумке Коломойского, получит долю в акционерном обществе, в которое войдут конфискованные активы. Схему реализации этой идеи вызвался придумать еще один заместитель губернатора – известный специалист по корпоративным спорам Геннадий Корбан.

Коломойский, выступивший против сепаратизма еще до февральского съезда «регионалов» в Харькове, получил своеобразный карт-бланш от патриотично-настроенных украинцев. Ему приписывают финансирование добровольческих батальонов, его идеи, как например, строительство забора по всей украинско-российской границе, с подачи Филатова стремительно расходятся в соцсетях.

В природе существуют гораздо более понятные и доступные способы поощрения участников боевых действий, чем передача им очередных «ваучеров». Откуда идея? «Почему одни должны умирать за свою страну, а другие продолжать жировать? Ты вообще понимаешь, КАКИЕ вопросы начнут задавать парни власти, когда вернутся с фронта?», – цитирует Филатов слова днепропетровского миллиардера.

Предложение о «конфискации» за сутки поддержало в facebook  больше семи тысяч пользователей.

Поставил свой «лайк» и Петр Порошенко. Вчера вечером президент подписал закон, предусматривающий ужесточение криминальной ответственности за сепаратизм. Инвесторам конфликта на Донбассе теперь угрожает до пяти лет с конфискацией имущества. Правда, ни о каком «АО для ветеранов», как и ожидалось, речь не идет.

Кому угрожает эта инициатива? Сепаратистов финансирует Виктор Янукович, заявил в апреле Виталий Ярема, занимавший тогда должность «силового» вице-премьера. По версии уполномоченной правительства по вопросам коррупции Татьяны Чорновол,  их поддерживает нардеп Юрий Иванющенко. Экс-депутат Владимир Ландик назвал причастным к конфликту Александра Ефремова. Возбуждено дело против экс-нардепа Олега Царева.

Могут появиться и другие кандидаты. Упоминание Филатовым энергокомпаний и «Укртелекома» вряд ли случайно. За время президентства Януковича одним из крупнейших «приватизаторов» стал Ринат Ахметов. Принадлежащая олигарху компания ДТЭК приобрела крупные пакеты акций «Днепр-», «Киев-» и «Западэнерго» практически по стартовой  цене и  без конкурентов. Транзитом через австрийскую EPIC в его портфеле оказался и «Укртелеком».

«Две трети из активистов уже на содержании олигарха Ахметова», – говорил «Российской газете» Павел Губарев. Правда, «народный губернатор» Донецкой области имел ввиду, что Ахметов не спонсирует, а наоборот, «разлагает» сепаратистское движение изнутри.  Это заявление опровергли Партия регионов и пресс-служба бизнесмена.

Филатов озвучил инициативу Коломойского вскоре после того, как украинские силы заняли Краматорск и Славянск. Чем ближе окончание АТО, тем более вероятны неформальные переговоры между бизнесом и властью о том, «как жить дальше», кто станет «правильным бизнесменом», а кто – «врагом народа».

Возможен и еще один мотив появления губернаторской инициативы. Влияние Коломойского сейчас сопоставимо с влиянием Бориса Березовского в России конца 90-х. Эксцентричный Борис Абрамович быстро наскучил набирающему силу Владимиру Путину. Бизнес-империя Березовского под давлением государственной машины быстро рассыпалась, а сам бизнесмен эмигрировал в Лондон.

Чтобы обезопасить себя на будущее, Коломойскому не помешают две вещи. Очередь из альтернативных кандидатов на «раскулачивание» и всенародная любовь.

*

Top