Триколором - по России

Украина борется с товарами из России, обозначая их стикерами с флагом. Импорт из России продолжает падать

Стикеры-ценники с триколором под бутылками сока «Сады Придонья», «Фруктовый сад», воды «Архыз», тюбиками крема «Чистая линия» и «Бархатные ручки». Так в скором времени должны будут выглядеть прилавки  всех киевских продуктовых магазинов и дрогери, продающих бытовую химию.

Решение о бросающейся в глаза маркировке принял на прошлой неделе Киевсовет. Киев – один из последних крупных городов в стране, где вводится такая маркировка. По словам одного из инициаторов нововведения, депутата от «Самопомочи» Романа Андрейко, стикеры с триколором  могут появиться уже через несколько дней.

Андрейко знает, о чем говорит: он – львовянин, и в его родном городе российские товары маркируют еще с лета. Львовский горсовет стал одним из первых в Украине, где на официальном уровне продавцов обязали обозначать продукты, произведенные, расфасованные, собранные, выращенные на территории России. Кроме того, депутаты решили ставить «российскую» маркировку даже на товары, выпущенные в других странах, если их производитель имеет российскую прописку.

За выполнением постановления следит общественность. Местная инициативная группа «Экономический бойкот» проводит рейды по торговым точкам, выявляя нарушителей.  «Продажи российских товаров во Львове упали», – уверяет председатель Всеукраинской ассоциации поставщиков львовский предприниматель Владимир Иванчин. Маркировка товаров триколором повлияла и на поведение покупателей в Луцке. «Даже тех, кто не заморачивался страной-производителем продукции», – утверждает менеджер сети супермаркетов «Пакко» Юрий Морозович.

«Я видел не раз, что люди, которые хотели купить товар, увидев маркер с триколором, отказывались от покупки» tweet

Еще дальше пошли в Ивано-Франковской и Полтавской областях. Помимо маркировки товаров в супермаркетах, ритейлеров обязали выкладывать российские продукты на отдельные полки. По мнению местных депутатов,  такие меры нужны для того, чтобы покупатели знали: если покупаешь российские товары или обслуживаешься в учреждениях, принадлежащих российскому капиталу, то автоматически финансируешь российский терроризм в Украине. Но местные торговцы и без указки сверху боролись с российскими товарами: еще  в начале весны в местных сетях «Плюс», «Славянка» и «Тростянецкий» отказались закупать товары с Made in Russia.

В сети «Велика кишеня», которая работает по всей Украине, в том числе в Сумах и Черкассах, где уже давно маркируют российскую продукцию,  подтверждают падение продаж российских товаров. На работу супермаркета это не оказало практически никакого негативного влияния. «У нас в ассортименте всего 3% таких продуктов», – говорит руководитель PR отдела «Великой кишени» Елена Остапенко. Но есть и негатив. Ритейлеры вынуждены раскошеливаться на специальные цветные стикеры, иногда их нужно несколько тысяч.

«На выбор может повлиять фактор патриотизма» tweet

В восточных и южных областях страны патриотизм покупателей не настолько выражен. По словам владельца сети «Таврия В» Бориса Музалева,  в Николаевской области, где введена маркировка российских товаров, люди не спешат отказываться от любимых продуктов. «В наших регионах маркировка товаров не сказывается», – говорит он.  «Таврия В», помимо Николаевской области, работает и в Херсоне, где также принято решение выделять продукты из РФ.  «Есть, например, российские хлопья, на которые люди «присели» и не спешат от них отказываться», – отмечает ритейлер.

Российский ответ не заставил себя долго ждать. Только там надеются, что маркеры с триколором напротив мотивируют людей покупать товары отечественного производства. Идею предложил глава российского Союза потребителей Петр Шелищ.

А пока импорт товаров широкого потребления из России в Украину продолжает падать. Так, по данным Госкомстата,  за 8 месяцев этого года ввоз сладостей и сахара из РФ в Украину сократился на 30,5%, какао-продуктов – на 13%, напитков – на 16%, а кофе и чая – на 15%. «Просела» и одежда с обувью – на  8% и 67% соответственно. Но больше из FMCG всего потеряли импортеры морепродуктов – рыбы и морских деликатесов из России в страну ввезли на 70% меньше.

*

Top