Крымская промышленность встала на якорь

Четыре месяца аннексии Крыма не принесли положительного эффекта для его промышленности. Стало только хуже

Вино – фирменная продукция Крыма. На полуострове — около 40 винных предприятий, но после отделения от Украины все они работают с перебоями. «Если раньше крымские вина поставлялись в обе страны, то сейчас поставок в Украину нет вообще, а в Россию – есть, но не у всех», – рассказывает Hubs топ-менеджер одной из  крымских винных компаний.

В украинских супермаркетах достаточно крымских вин, но они могут полностью исчезнуть с прилавков, когда закончатся старые запасы. Почему?

Предприятия стали заложниками правовой неопределенности. Украина считает Крым своим, но не выдает акцизные марки – на территории полуострова просто нет органа власти, который этим занимается. Везти украинские акцизы с континентальной части также проблематично из-за таможенных проверок. При этом украинский рынок – ключевой для «крымчан» — на него была ориентирована маркетинговая политика многих заводов.

Украина считает Крым своим, но не выдает акцизные марки – на территории полуострова просто нет органа власти, который этим занимается tweet

Российские акцизные марки пока получают единицы – предприятия, которые находятся в госсобственности, утверждает собеседник Hubs. Для остальных процедура затягивается, в том числе — из-за необходимости перерегистрации бизнеса по российским стандартам.

Среди счастливчиков – завод «Массандра». На своем сайте компания сообщает, что в конце мая одной из первых получила два миллиона федеральных специальных марок и продолжила поставки продукции в Россию в полном объеме. «Проведенная работа позволила увеличить российские заказы на июнь-июль на 45%», – утверждают в компании. Обратная сторона медали – санкции, которые на «Массандру» и  «Новый свет» наложили страны ЕС.

Остальных винных предприятий санкции напрямую не касаются, но по-своему страдают все. «С момента, как наступил переходный этап, иностранцы перестали продавать винную пробку, крымские компании перестали воспринимать как контрагентов», – делится собеседник в одной из фирм.

Порты

Грузооборот всех крымских портов в 2013 году составил 11,3 млн тонн. О прошлых показателях можно забыть. После отделения украинские морские власти перестали публиковать крымскую статистику, российские также хранят молчание. По последним доступным данным, в мае через порты перевалили 360 000 тонн (-74% к маю прошлого года).

Теряют на простое не только государственные порты. В прошлом году севастопольская компания «Авлита», которая входит в «Портинвест» Рината Ахметова, перевалила три млн тонн металла. Ее основной клиент – группа «Метинвест» Ахметова. Сейчас металлургический холдинг не переваливает грузы через «Авлиту», сообщил гендиректор «Метинвеста» Юрий Рыженков.

Вместе с Крымом Украина потеряла и три крупных судостроительных завода: государственную Феодосийскую судостроительную компанию «Море», керченский «Залив» Константина Жеваго и «Севморзавод» Петра Порошенко.

«Залив» испытывал проблемы с заказами и фактически стоял еще до аннексии. Другое дело — ФСК «Море». С 2012 года предприятие работает по китайскому контракту и строит уникальную технику – десантные корабли на подводных крыльях и воздушной подушке. Аналогичную продукцию выпускает питерский КБ «Алмаз», для него «Море» – конкурент. «Ввиду оккупации Крыма работа по контракту приостановлена, соответственно предприятие не получает денег», – сообщил Hubs Роман Марченко, распорядитель имущества завода.

Плюс для предприятия  —  его выведение из-под украинской юрисдикции. Крымское правительство национализировало мощности предприятия, «освободив» его, таким образом, от долгов и банкротства. Кредиторы завода сейчас оспаривают эту процедуру в украинском и российском судах, говорит Марченко.

«Севморзавод» пытаются национализировать. Но переход прав собственности на предприятие вряд ли будет безболезненным, учитывая личность его владельца.  До окончания этой процедуры стабильная работа и заказы от российских клиентов заводу не грозят.

В апреле Владимир Путин заявил о крупном заказе Минобороны в адрес некоего севастопольского завода – в 139 млн евро. На «Севморзаводе» от контракта открестились. В городе есть и другой судостроитель – «13-й завод». Именно он и является единственным исполнителем всех заказов на ремонт кораблей и лодок Черноморского флота РФ, заявили на предприятии.

*

Top