Секрет успеха Львова – системная работа над продвижением города

Кому кризис, кому — возможности. Львов — единственный туристический центр Украины, где сейчас растет загруженность отелей (50-55% за первые три квартала). В Одессе отели были заполнены на 20-35%, в целом по стране — на 20-28%, — говорит  директор туристического центра «Южная лига» Фазиль Аскеров.

Продвижение Львова — неплохой маркетинговый кейс. Центр города давно входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но в начале 2000-х туристов во Львове было сравнительно немного. Какие-то идеи для их привлечения подсказала жизнь, какие-то — консультанты. По заказу фонда Ахметова «Эффективное управление» американская консалтинговая компания Monitor Group разработала стратегию повышения конкурентоспособности города. Главными точками роста экономики Львова они назвали туризм и IT.

Чтобы понимать, как воплощается стратегия, львовская мэрия создала совет по конкурентоспособности города. «Поначалу работы было так много, что мы собирались едва ли не каждую неделю, — говорит ресторатор Вардкес Арзуманян. — Сейчас — раз в квартал».

К началу работы с консультантами львовяне были неплохо подготовлены. В 2006 году на 750-летие города приехало около 150 000 человек со всей Украины. Билеты на поезда выкупали за две недели, местные отели с трудом справлялись с потоком людей.  Туристы ехали не только полюбоваться достопримечательностями. В рамках дня города проходили фестивали, на площадях звучала живая музыка. «Именно это натолкнуло нас на мысль о том, что привлечь туристов в город можно вот такими городскими праздниками»,  — вспоминает тогдашний глава управления культуры горсовета Андрей Сыдор. Он отмечает, что перед городом тогда стоял выбор. Либо строить инфраструктуру в расчете на то, что турист приедет сам, либо отдать это на откуп государству и частному бизнесу, а заманивать туристов необычными событиями. Выбрали второе.

Первые два городских праздника — «Свято шоколаду» и «На каву до Львова» придумали не на ровном месте. Город славился шоколадом и кофе еще со времен СССР. «Решили, что логично будет провести фестивали на эту тему», — объясняет экс-чиновник.  По его словам, поначалу город выделял на эти и другие фестивали небольшие суммы: по 4 млн гривен в год, в течение 4 лет. Со временем фестивали стали коммерческими предприятиями. Тот же Сыдор, уволившись в 2010-м году, возглавил созданную им несколько лет назад компанию «Дик-Арт». Она проводит 10 фестивалей, среди которых — и бывшие муниципальными городские праздники.

В это же время в городе стали появляться необычные заведения: Андрей Худо и Юрий Назарук открыли кафе «Криївка», оформленное как секретный схрон бойцов УПА. Худо вообще любит спекулировать на «кровожадности бандеровцев». Зимой 2014 года он снял шуточный клип о том, что в городе все спокойно. 1 млн просмотров в Youtube.
[youtube http://www.youtube.com/watch?v=OGMT9CIcd7Q]

Бизнесмен не только создает необычные рестораны и снимает клипы. С 2008-го года он входит в совет по конкурентоспособности города.

С 2010-го львовская мэрия вышла за границы своего города: фестивали и массовые праздники галицкие чиновники и бизнесмены  начали устраивать в городах Восточной Украины. «Дни Львова» с уличными театрами, шоколадными сувенирами и джазовыми концертами прошли в Одессе, Луганске, Луцке, Днепропетровске, Запорожье, Мариуполе, Донецке и других городах. По-сути, это были обычные PR-акции, похожие на те, которые устраивают крупные FMCG компании для знакомства с новыми продуктами.

Потенциальным клиентам раздавали листовки с расписанием фестивалей и дарили исторические книги о Львове, в кинотеатрах крутили трогательные ролики о столице Галичины. Кроме этого, в каждом городе проводили презентацию достопримечательностей для местных турфирм.

Передача донецкого телеканала «Первый муниципальный» о Львове

[youtube http://www.youtube.com/watch?v=3wnpft2rQIg]
Львов участвует во всех  туристических выставках, например, в  крупнейшей мировой ITB в Берлине. «Участие в выставках дает возможность презентовать город перед ведущими туроператорами мира», — объясняет директор Центра туристической информации Владимир Царук.

Сюжет луганского телеканала «Ирта» о Львовском фестивале кофе

[youtube http://www.youtube.com/watch?v=KhM0jfzf4gI]

Поток туристов, по подсчетам профильного управления мэрии и Института города, растет. В 2009 году Львов посетили 560 000 туристов, в 2010-м году —  780 000, а в 2011-м — 880 000.  «Львов занял нишу города-праздника-фестиваля, — резюмирует генеральный директор маркетинговой группы Advanter Group Андрей Длигач. — В город не только хочется приехать, а всегда есть повод это сделать». К тому же, считает Сыдор, фестивали помогают сгладить колебания туристического потока. По его оценке, во время самых популярных фестивалей, где количество гостей превышает 100 000 человек, доход всех ресторанов и кафе города достигает 10 -11 млн грн.

Внедрение стратегии развития города принесло еще один результат. Местные бизнесмены начали больше инвестировать во Львов, рассказывает генеральный директор компании «Системы быстрого питания» Марк Зархин. «Я вкладывал деньги где угодно, только не во Львове, а пять лет назад переориентировался на работу в родном городе, — объясняет он. — Мне понятно, как мы будем развиваться, я поверил в город». По словам Зархина, такая позиция и у других знакомых ему бизнесменов. Та же «Криївка» с 2006 -го выросла в сеть !Fest — из 16 не похожих друг на друга заведений, в компании Марка Зархина «Кумпель» — 7 ресторанов.

Важным событием для Львова стало проведение в городе фестиваля Alfa Jazz Fest. «Это фантастический толчок с точки зрения уровня гостей и исполнителей, которые приехали во Львов», — говорит Марк Зархин, отмечая,  что без усилий, которые были приложены раньше, вряд ли бы глава совета директор Альфа Банка Михаил Фридман стал проводить во Львове такой фестиваль. В 2012-м богатым гостям стало удобнее добираться во Львов, когда государство отремонтировало аэропорт по Евро-2012.

В 2012 году Львов посетили 1,6 млн человек, в 2013-м  количество туристов составило 1,2 млн. Одесса, куда традиционно ездили  больше, чем в столицу Галичины, наоборот, теряет туристов. В 2013-м году южане приняли до 1 млн человек.

Что дальше? Зархин говорит, что сейчас Львов будет развивать деловых путешественников. Именно такой клиент — Игорь Гут, управляющий партнер шведского образовательного проекта для предпринимателей DYB. Один из обучающих модулей своей школы он намеренно проводит во Львове. «Город — хороший пример того, как развивать креативность в бизнесе», — говорит Гут.  По его словам, львовские бизнесмены сумели сделать шоу из простых вещей. «Это вставляет», — смеется предприниматель.

комментария;

  1. Egor said:

    Вместо этих всех цифр я вам скажу коротко: во Львов едут иностранцы, совсем другие чем в Одессу, из них Одессу доезжает гораздо меньше чем кажется — для них Одесса это не город мечты последних 3-х поколений, как для туристов из постсоветского пространства. Для них Одесса третий город в Украине после Киева и Львова, поэтому доезжают не все.
    В Одессе вы приводите слова Фазиль Аскерова, который работает в заведении построенном в том месте где закон Украины это запрещает, в том заведении, которое сейчас полностью без документов и разрешений, даже без минимальных инженерных расчетов строит парковку на Ланжероне. Эти люди по другому жить не могут, и туристов они могу обслуживать таких же как он или тупых овец которым наплевать на то что они своими посещениями этого заведения спонсируют этот беспредел.
    В Одессе другие клиенты, а для таких клиентов как во Львов едут в большом количестве, для таких просто очень и очень мало всего и оно только недавно все начало появляться. А весь этот пафос, безвкусные стеклянно-бетонные сооружения созданы для таких же клиентов что ездят в Турцию и Египет чтобы провести неделю в бессознательном состоянии в бассейне на берегу моря не разу в нем не окунувшись. Так как из-за войны с россией количество быдла резко сократилась, то и эти мерзкие сооружения, сколько не старайся теперь уже такую безумнодурную прибыль не принесут.

    • Egor said:

      у нас не бизнес, у нас просто беспредел тех кто наворовал, и ворует и ворует, столько, что они просто не знают что делать с деньгами и как, они их не ценят и не умеют тратить. Это легко простым смертным представить: нашел если 100$, то явно с пользой не потратишь, а спустишь как-то и толку никакого, а когда свои тратишь, заработанные, то к ним совсем по-другому относишься. А Львов конечно Украина, но на много ближе к Европе чем Одесса, поэтому там понятия намного ближе к Европе. И в текущих условиях гоп-компания не считающая денег и не раздумывающая над рисками, потому что воруют столько что девать некуда, все еще думает что этот безумно-дурной клиент все еще вернется, а с европейским клиентом работать они еще не скоро научатся.

*

Top