Александр Кабаненко, руководитель туристической компании Argo Travel (Харьков)
Александр Кабаненко, руководитель туристической компании Argo Travel (Харьков)

Нереально низкие цены будут предлагать только жулики

Президент Украины Петр Порошенко и его турецкий коллега Реджеп Ердоган, общаясь в начале марта, договорились об удешевлении туристических услуг для украинцев. После чего в Украине заговорили о баснословно дешевом отдыхе в Турции. $150 с человека за недельный отдых в приличной турецкой гостинице — реально ли это? Если да, то сможет ли такая перемена оживить туристический в бизнес не только в Киеве, но и в регионах? 

Об этом собственный корреспондент Hubs Юлия Пожидаева говорила с руководителем харьковской туристической компании Argo Travel Александром Кабаненко.  

 — Демонстрирует ли сейчас турецкая сторона заинтересованность в том, чтобы удешевить туры для украинцев, и насколько популярной Турция остается среди харьковчан?

 — Буквально на днях в Харьков приезжали турецкие отельеры. В основном — представители Анталии. И это не случайно. В то время, как европейцы выбирают Стамбул — экскурсионный туризм, украинцы отдают предпочтение отдыху на побережье.  Они сказали, что максимально постараются удешевить туры и по раннему бронированию уже снизили цены.

Если мы говорим об экономичных «пятерках», то там будет незначительное снижение цены — в районе 10%. Потому что самое дорогое — это авиаперелет, а доля гостиницы — маленькая. Если гостиница высокого класса, то там может быть удешевление и на 30-50%.

Такая арифметика будет видна потребителю невооруженным глазом. Но учитывая, что наши соотечественники чаще выбирают экономичные гостиницы, то снижение будет не таким, как хотелось бы.

Что касается харьковчан, то для тех, кто может позволить себе отдых за границей и приходят в турагентства, Турция — безусловный фаворит. В прошлом году там отдохнули 600 тыс. украинцев (по данным министерства туризма Турции )  Сколько было среди них харьковчан, посчитать можно только опосредованно. Точное количество знают только туроператоры, но это коммерческая тайна.

— Чем, на ваш взгляд, объясняется такая заинтересованность Турции в украинских туристах?

— Исходя из своего опыта, скажу, что уже где-то 3-4 года назад начали отличать украинцев от россиян (до этого все были «русскими»). Не хочу говорить плохо обо всех россиянах, но там много конфликтов, они недостаточно коммуникабельны. Наши туристы менее проблемные.

Ну, и главное — в России вообще запретили продавать туры в Турцию. С декабря прошлого года, по данным Роспотребнадзора, не продали ни единой путевки. Некоторые, конечно, поедут транзитом через Беларусь, но это не массово. Поэтому наши турецкие партнеры очень заинтересованы в украинском рынке, тем более, мы соседи по морской границе. Они чисто по-человечески нас хотят поддержать, понимая, что если у нас будет стабильность, то и они от этого будут иметь выгоду.

Если раньше турецкая программа анонсировалась где-то в апреле, теперь отельеры начали приезжать в Украину еще в январе. Они знают, что сезон будет тяжелым и хотят конструктивно работать, минимизировать потери.

— Договоренности между главами государств способны повлиять на ценообразование? Ведь речь идет о частном туристическом бизнесе…

— Прямого влияния нет.  Но что может сделать государство? За счет бюджетных средств компенсировать потери туроператоров на частных перевозках. Ведь если пониженный спрос, понятно, что самолеты будут не полностью загружаться. Соответственно — убытки из-за недогруза.

— Считаете ли вы реальными смелые предположения о $150 за неделю отдыха в хорошей гостинице?

— Вряд ли. Во-первых — пресловутый авиаперелет. Допустим, что турецкая сторона компенсирует их стоимость частично. Но давайте будем реалистами. Поток украинцев, которые в прошлом году посетили Турцию, исчисляется в 600 тыс., что при общем числе туристов в 32 млн все-таки незначительная часть. Снижать цены до такого уровня не  имеет смысла, есть же какой-то порог рентабельности.

Да, они ужимаются за счет ослабления сервиса (сократят персонал, возможно, пострадают анимационные команды – количеством или качеством, возможно, уменьшится ассортимент блюд на шведском столе). Есть экономические пути для удешевления, но все равно есть предел, через который не имеет смысла переступать.

По моим прогнозам, самая простая гостиница летом будет стоить $500 на двоих. Например, в 2014 г. цены до середины июля были очень приятные, на 30-40% ниже, чем в 2013-м. А потом пошел вал — и цены выросли. Харьковский регион традиционно любит пятизвездочные гостиницы. Такие туры стоили по $800 на двоих, это очень достойные гостиницы.

— Возможен ли вариант, когда турецкая сторона снизит цены для украинцев,  а наши туроператоры или агентства накрутят себе эту разницу?

— Конечно, может быть. Единственное, турагент ничего не накрутит, а вот туроператор может: мы же не знаем, по какой цене туроператор покупает данную гостиницу, мы видим ту цену, по которой он предлагает ее на рынке. Предположим, ее отдают за $10 в сутки, а на рынок выставили по $50. И она покупается, к примеру. Зачем ему снижать цену?

Вот если остановятся  продажи, то хозяин отеля спросит: «Почему мой отель не продается?» Он сравнит цены и так далее. Тогда придется подвигаться в сторону уменьшения.

Злоупотребления могут быть, но рынок все отрегулирует. Массовых накруток не будет. Если и повысят цену туроператоры, то максимум на неделю. Сейчас найти клиента тяжело, а потерять очень легко. И потом про реноме, заработанное годами, можно будет забыть.

— Как вы отвечаете на вопросы своих клиентов о безопасности в Турции, где в последнее время произошло несколько терактов?

— Говорим честно: «В Турции неспокойно». Но если объективно, такая ситуация не вчера началась, и это надолго, пока не решится вопрос с курдами, Сирией. В то же время теракты происходят в Стамбуле и в Анкаре — городах, которые выбирают любители экскурсионного туризма. Украинцы в их число не входят. Наши люди любят отдых на море, а та же Анталия  очень удалена и географически, и политически от мегаполисов. И там высока вероятность того, что все будет хорошо.

Помимо муниципальной полиции, работает еще и туристическая. И надо отдать должное, они очень профессиональны. Плюс — повышенные меры безопасности на территории гостиницы. А в Анталии наши туристы редко выходят за территорию гостиницы, где все есть.

— Изменился ли в последнее время контингент отдыхающих за границей?

— Безусловно. Раньше, до экономического кризиса и войны, типичными клиентами турагентств были предприниматели средней руки, семьи с детьми. Они тратили на тур приблизительно $1,5 тыс. Сейчас из-за расслоения общества на совсем бедное большинство или очень богатых идет перекос в сторону вип-гостиниц больших, а «пятерочки»-эконом пользуются меньшим спросом. Тогда как при нормальной экономической ситуации именно средний класс создает 80% продаж. И так во всей сфере обслуживания, не только в туризме.

Сказать, что едут только богатые, конечно, нельзя. Но они преобладают. И так во многих отраслях. В этом году впервые авторынок поднялся на 18% по продажам автомобилей. Но речь идет только об авто лакшери-класса.

— В условиях жесткой борьбы за клиента харьковский туристический рынок сохранил «человеческое лицо», или случаев недобросовестной конкуренции стало больше?

— Конкуренция сегодня между турагентствами выходит не то что на первый план, а за все моральные рамки. Скажем, наше агентство и другие, которые давно на рынке, мы для привлечения туристов ездим в инфотуры, платим больше $229, чтобы за неделю смотреть по 15 отелей в день. Это делается для того, чтобы  клиент не наступил на те же грабли, на которые, возможно, наступлю я.

А недобросовестные конкуренты по-своему видят способы привлечь клиента. Допустим, турист обратится ко мне, я ему подберу вариант, исходя из того, что он хочет: шума-веселья, тишины, песчаного выхода к морю и т.д. В итоге турист идет в другое агентство и говорит: мне дают эту гостиницу по такой-то цене, и там ему дадут на $10 дешевле. Я таким туристам, которые ходят со списком, говорю: пожалуйста, вам же люди подбирали, трудились, я не могу дешевле дать.

Некоторые агентства просто набирают туристов, раздавая скидки, и остаются без оборотных средств. Такие фирмы часто просто собирают деньги и исчезают. В Харькове я слышал про 5 турагенств, которые за два последних года крепко нагрели наших граждан. Было такое, что пришли люди, которые собирались ехать в Испанию, а в подъезде дома в центре города лежал пакетик с 15 паспортами. Без испанских виз, но спасибо, что хоть паспорта вернули. Такие люди потом на форумах не пишут, как «попали» за $20 скидки. Потому что им стыдно.

*

Top