Что известно о фигурантах дела Фирташа?

Андраш Кнопп скрывается в России, Сурен Геворгян - партнер бывшего директора Ostchem Юрия Борисова.

Украинский олигарх Дмитрий Фирташ, который был задержан в Австрии по запросу ФБР 12 марта, в настоящее время ждет решения об экстрадиции в США. На прошлой неделе власти США обнародовали обвинительное заключение по делу украинского бизнесмена.

Дело против группы из шести человек рассматривает Федеральный суд Северного округа Иллинойса – американская компания, с которой работали обвиняемые, находится в этом штате. Во всех судебных документах ее название закодировано.

Фирташа и еще пятерых участников дела обвиняют в организованной преступной деятельности, сговоре, отмывании денег и нарушении американского закона, который наказывает за дачу взяток за рубежом. Прокуроры утверждают, что именно Фирташ принимал решение о выплате взяток в сумме $18,5 млн.

Украинскому бизнесмену и его партнерам может грозить тюремный срок, не говоря уже об аресте активов. Арестован из фигурантов дела был только Фирташ. На прошлой неделе корреспондент Hubs получил информацию от венгерских коллег о задержании еще одного участника дела – гражданина Венгрии Андраша Кноппа. Информация не подтвердилась —  известно лишь, что Кнопп в настоящее время находится в России, где скрывается от преследования.

Кнопп может оказаться ценным свидетелем в деле Фирташа. С украинским бизнесменом бывшего министра образования социалистической Венгрии связывают годы партнерства. В прошлом году один из бывших топ-менеджеров Group DF рассказывал журналисту Hubs, что Кнопп и Фирташ знакомы с 90-х годов прошлого столетия. Кнопп в те годы был вице-президентом табачной компании Reemtsma и часто бывал в Украине, где работали ее табачные фабрики. Именно он и познакомил Фирташа с одиозным Семеном Могилевичем. Последний, как известно, с начала 90-х проживал в Венгрии.

Российский Forbes в 2011 году так излагал историю партнерства Кноппа и Фирташа:  вместе они наладили экспорт джинсов в Европу, дистрибьюторскую компанию Кнопп зарегистрировал в своем родном селе Чабды.

Через несколько лет там пропишется знаменитая Eural Trans Gaz – компания-посредник в украино-туркменских газовых отношениях. Ее учредителями, как известно, являлись гражданин Израиля адвокат Могилевича Зеев Гордон и трое румынских безработных. Директором числился Кнопп. В 2003 году компания заменила ИТЕРУ, получив право монопольно поставлять в Украину газ из Туркменистана.

Российские СМИ — сразу же после появления компании в газовых отношениях — связывали ее с Семеном Могилевичем. ETG эти связи опровергала. Летом 2004 года в газовых отношениях ее заменила зарегистрированная в швейцарском кантоне Цуг RosUkrEnergо. RUE было зарегистрировано как совместное предприятие группы «Газпромбанк» (которая владеет 50 % акций СП через зарегистрированную в Швейцарии компанию ARosgas Holding A.G.) и компании Centragas Holding, фактическими совладельцами которой являлись граждане Украины Дмитрий Фирташ (90 %) и Иван Фурсин (10 %).

Какова роль Кноппа в американском деле против Фирташа? По информации «Украинской правды», Кнопп встречался с работниками американской «Компании А», а также консультировал группу по взяткам индийских чиновников.

Помимо индийских чиновников и старого партнера Фирташа Кноппа, в деле фигурирует также 40-летний гражданин Украины Сурен Геворгян. И если о Кноппе известно хоть что-то, то появление в списках подозреваемых человека по фамилии Геворгян смутило многих – этот человек ранее никогда не фигурировал в деятельности компаний Group DF. Вот что Hubs удалось о нем узнать.

Геворгян – представитель армянской диаспоры, директор и соучредитель нескольких компаний. Одна из них – «АгроКем» – в середине-конце «нулевых» занималась продажей минеральных удобрений с фирташевского «Ровноазота». Как раз тогда совладелец «Росукрэнерго» занимался индийским проектом, который ему вменяют в вину американские следователи.

По словам одного из участников рынка, работу «АгроКем» курировал Юрий Борисов, менеджер и родственник Фирташа, который до января 2014 года также возглавлял государственную компанию «Укргаздобыча». Несколько лет назад пути Геворгяна и Борисова разошлись, тем более, что у последнего якобы был свой, не связанный с Фирташем, бизнес.

Другая фирма, которую возглавлял Геворгян – киевская «Юнайтед Кемикалс» – арендует земли Киевской области у небольших хозяйств под Киевом и на Волыни: «Свитанок», «Агро-Проперти», «Дружні Сходи», «Гор-Агро». Общий земельный банк «Юнайтед Кемикалс» – 5 400 га. На агропромышленых сайтах можно найти объявления о продаже компанией гречки, ячки и сахара. Еще одно направление ее деятельности – торговля пищевой содой российского концерна «БашХим».

Впрочем, не исключено, что деятельность учредителей менеджеров «Юнайтед Кемикалс» не ограничивается Украиной. В 2011 году к свободной экономической зоне прикаспийского города Актау в Казахстане присоединилась новая компания – «Юнайтед Кемикалс Морпорт». По данным местных властей, планы у загадочных «химиков» были наполеоновскими. К 2016 году компания намеревалась построить завод по производству минеральных удобрений. Заявленная мощность – 700 000 тонн аммиака и 1,2 млн тонн карбамида. Территория строительства – 85 га, инвестиции в проект – почти $2 млрд.

К началу 2013 года проект находился на утверждении властей, сейчас о нем ничего не слышно. Не секрет, что азотная химия – профильное направление для фирташевской Ostchem. Кроме украинских заводов, группе принадлежат эстонский Nitrofert и «ТаджикАзот». Имеет ли отношение к Фирташу казахский проект? Опрошенные участники химического рынка в этом сомневаются. В пресс-службе самого бизнесмена ответили: «Нет».

В чем обвиняют Геворгяна? Американские следователи подозревают, что Геворгян подписывал фиктивные документы, отслеживал выплату взяток и координировал перечисления соответствующих сумм. Геворгян заявил агентству Bloomberg, что компании Фирташа никогда не давали индийцам взяток, поскольку их страна и так горела желанием получить инвестиции.

Текст: Андрей Самофалов, Севгиль Мусаева

*

Top