Бизнес и девальвация. Десять историй

Собственники и менеджеры украинских компаний рассказали, как их бизнес переживает падение гривны.

С начала года официальный курс доллара в Украине вырос на 42%, межбанковский — на 44%. Если в январе компании могли купить американскую валюту по 8,23 гривны, то вчера она торговалась по 11,85.

Принято считать, что ослабление национальной валюты на руку экспортерам, которые получают больше гривны за свою продукцию. Выигрывают и украинские компании, чьи товары становятся более конкурентоспособными на фоне дорогого импорта. Совсем другая картина у импортеров.

Hubs решил узнать из первоисточника, как живет бизнес в условиях девальвации.

Олег Кикта, первый заместитель генерального директора OSTCHEM (объединяет предприятия азотной химии Group DF Дмитрия Фирташа)

Олег Кикта

Производство и экспорт минеральных удобрений

Для азотного бизнеса в девальвации гривны есть свои плюсы и минусы. К сожалению, минусов гораздо больше. В результате девальвации беднеют покупатели удобрений на внутреннем рынке. Мы видим, что у фермеров снизилась покупательная способность, они потеряли реальную стоимость своих гривневых сбережений. Это значит, что сейчас они снизят закупки всего – от семян до топлива и средств защиты растений.

Девальвация привела к тому, что для многих крупных и средних агрохозяйств заблокирован доступ к кредитным ресурсам. Увеличение валютных рисков означает увеличение рисков для агробизнеса. И банки очень хорошо это понимают. Таким образом, девальвация снижает платежеспособность нашего главного клиента – АПК.

С другой стороны, девальвация дает краткосрочные плюсы. Например, падение гривны в феврале-марте существенно снизило конкурентоспособность наших зарубежных конкурентов на украинском рынке. Импортеры пересчитывают цены на удобрения по курсу и в итоге цена у них получается такая, что украинским аграриям гораздо выгодней покупать удобрения у отечественного производителя. Аграрии сокращают импорт, значит, для украинских производителей удобрений рынок освобождается.

К нам приходит все больше клиентов, которые раньше покупали удобрения исключительно у российских поставщиков. Они идут к нам не только из-за выгодной цены, но и потому, что мы в принципе выполняем все заключенные контракты. В эту посевную мы произвели более 1 млн тонн удобрений – столько, сколько было нужно украинскому рынку. В период резкой девальвации, в период экономической рецессии для аграриев стало мегаважно, чтобы договоренности выполнялись, и заказанные и оплаченные удобрения были поставлены вовремя и по той цене, которая написана в контракте.

Хотя в целом от девальвации пострадал весь рынок – и мы, и АПК. Обесценивание национальной валюты будет иметь очень нехорошие последствия. Все фермеры прекрасно понимают, что низкая цена на аммиачную селитру, которую мы видели в начале года, уже не сохранится, потому что газ – основное сырье для производства удобрений – покупается за валюту.

Мы не можем продавать нашу продукцию ниже себестоимости, иначе нам нечем будет расплачиваться за сырье и выплачивать заработную плату. Компенсировать негативное влияние девальвации для аграриев может валютная выручка от экспорта сельскохозяйственной продукции. Но крупные аграрные хозяйства получат ее только к началу осени, после сбора и продажи урожая. А у мелких и средних хозяйств вообще может не оказаться возможности по различным причинам экспортировать свою продукцию.

Владимир Лавренчук, председатель правления Райффайзен Банка Аваль

лавренчукБанковский бизнес 

Сьогодні ми маємо на третину проблемний портфель, а через девальвацію показник проблемності може вирости до 40%. Це було б дуже погано, але майже всі банки сформували достатньо резервів і цей проблемний портфель в собі великої матеріальної загрози не несе.

Кредитний портфель останні роки зростав в середньому на 2-3% в рік. Від цього нового портфелю ми не очікуємо великих матеріальних збитків. Якщо зараз проблемна заборгованість 30%+, то якщо врахувати девальвацію, цей показник стане 40%+.  Десять процентних пунктів – це вплив девальвації на увесь наявний кредитний портфель, включаючи навіть хороші кредити.

Я був здивований, що за період трьох перших місяців революції портфель добре обслуговувався. І це незважаючи на те, що купа людей залишила своє виробництво і пішла на майдани по всій Україні. Так було до кримських подій. Зараз ми очікуємо падіння виробництва в Криму і послаблення там обслуговування заборгованості перед банками. В Криму свою роботу згортають ряд компаній у зв’язку з юридичною неможливістю ведення бізнесу на анексованій території. Крим показав негативну тенденцію і статистика нам це буде демонструвати.

Девальвація матиме прямий вплив і зумовить збитковість. Банки мають сформувати значні резерви на збитки від погіршення якості кредитного портфелю. Сформовані резерви під валютні кредити треба перераховувати по новому курсу. Наприклад, було $100 млн кредитного портфелю в доларах, під нього на 100% були сформовані резерви у розмірі 800 млн гривень. Сьогодні, щоб списати цей портфель, потрібно 1,3 млрд гривень — на 500 млн гривень більше. А де ж їх взяти банку?! Банк це покладе на капітал, він зменшиться і виникне ризик невиконання нормативу адекватності капіталу.

Детальнее читайте в интервью Владимира Лавренчука.

Алексей Говорун, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу компании ТММ

Govorun

Строительство и продажа недвижимости

Сравнивая показатели продаж недвижимости в первом квартале текущего и прошлого года, можно говорить о том, что девальвация гривны ускорила процесс принятия решения о покупке недвижимости для многих потенциальных покупателей. По итогам первого квартала 2014 года продажи недвижимости в компании ТММ составили 80,2 млн гривен, что на 89%  выше аналогичного периода прошлого года. Жилье на протяжении первого квартала одинаково успешно приобретали как в гривне, так и в долларах. Однако в более выгодном положении оказались владельцы долларовых сбережений, которые на пике валютных колебаний смогли купить квартиру по более выгодной цене, в отличие от тех, кто вынужден был расплачиваться за жилье в национальной валюте.

Никита Коваленко, пресс-секретарь торговой сети «Новая Линия»

Коваленко

Розничная продажа строительно-хозяйственных товаров

Если говорить о позитивных моментах, то девальвация гривны привела к росту потребительского спроса в секторе товаров для дома, дачи и ремонта. Что в свою очередь повлекло рост продаж товаров украинских производителей, ведь доля отечественных товаров в нашем ассортименте выше импорта. Пик спроса пришелся на конец марта – середину апреля.

Кроме того, еще с начала года проводились оперативные консультации с поставщиками импорта. Их удалось убедить не поднимать цены на свои товары прямо пропорционально росту курса валюты. Тем самым удалось удержать цены и минимизировать потери как для поставщиков, так и для сети.

Увы, за ростом пришел неминуемый спад. Такова специфика нашего бизнеса. Покупатели единовременно приобрели товары, которые планировали приобрести в более длительный период, а некоторые решили повременить со строительством, ремонтом и крупными покупками. Кроме того, охлаждению спроса поспособствовал и спад на рынке ипотечного и потребительского кредитования.

В мае будем поддерживать интерес покупателей новыми акционными предложениями, низкими ценами и оптимизацией программы лояльности нашей сети.

Андрей Шелюг, глава правления компании «НИКО Менеджмент»

Шелюг

Импорт и продажа автомобилей

В структуре группы есть компания «Торговый дом – НИКО», импортер Mitsubishi Motors в Украине, и собственная мультибрендовая розничная дилерская сеть. Будучи автомобильной компанией, мы, как и автомобильный рынок Украины в целом, зависим от экономической и политической ситуации в стране. Цены на автомобили напрямую связаны с курсом доллара/евро, поэтому падение национальной валюты сказалось на гривневой цене автомобилей. Если в феврале на складах импортеров еще были запасы автомобилей, завезенных и растаможенных по курсу 8-9 гривен за доллар, то в марте их практически не осталось. В результате импортеры уже не смогли удерживать цены на автомобили в гривне на прежнем уровне. Кроме того, сегодняшняя общественно-политическая обстановка в стране не способствует автопродажам. С учетом текущей ситуации мы прогнозируем падение рынка в 2014 году на 30% по сравнению с предыдущим годом.

Сейчас мы пересматриваем наши бизнес-процессы, сосредотачиваемся на развитии собственной программы лояльности, разработке новых сервисных предложений, различных акций в дилерских центрах.

Ульяна Гудыма, руководитель PR медицинской сети «Добробут»

Гудима

Оказание медицинских услуг

За последние несколько месяцев мы не можем отметить спад в количестве обращений пациентов в медицинскую сеть «Добробут». К сожалению, люди болеют независимо от сезона, политической или экономической ситуации в стране. Таким образом, можно сказать, что девальвация национальной валюты отобразилась на работе нашей медицинской сети незначительно. Мы максимально пытались удержать цены на предыдущем уровне и поднимали их только точечно – на товары, которые предполагают использование расходных материалов, цены на которые напрямую зависят от курса валют.

Александр Соколовский, собственник группы компаний «Текстиль Контакт»

соколовский

Производство и оптово-розничная продажа тканей

К сожалению, наш бизнес полностью зависит от валюты. Ткани закупаем за границей, сырье для тканей, которые производим на своем комбинате, тоже в основном импортное. К примеру, шерсть.

В связи с девальвацией  у людей снизилась покупательная способность и все, кто занимаются розницей и оптом, плачут. Продажи падают. Думаю, в этом году у нас продажи упадут где-то на 20-30%.

На некоторые позиции товара мы уже повысили цены. Не так, конечно, как вырос доллар, но тем не менее.

Андрей Крень, PR-директор сети «Цитрус»

крень21111

Импорт и продажа мобильной техники

Категория мобильной техники очень чувствительна к курсовым колебаниям. Рынок в Украине уже просел на 30-40%. Так как вся продукция, которая продается у нас, импортная, цена на нее возросла пропорционально росту курса валют.

Особо пострадали сегменты средний ценовой и выше среднего. Наименее пострадали низкий ценовой (стоимость мобильных устройств от 2000 до 4000 гривен), эконом сегмент(от 1000 до 2000 гривен) и, как ни странно, премиум сегмент (от 6000 гривен).

Кроме общей экономической обстановки и роста курса валют на падение продаж повлияли остановка кредитования и приостановка программ рассрочки.

Олег Пластовец, владелец магазина gorillas.com.ua

пластовец

Импорт и продажа аксессуаров для мужчин

Каждый бизнес имеет свою специфику. Ни мы, ни наши коллеги не испытывали проблем с продажами даже в дни самых жарких февральских баталий. Стрельба на улицах, как оказалось, не проблема и для моих коллег – мелких бизнесменов, торгующих игрушками, бельем и входными дверями. Однако один день работы межбанка может напугать клиентов больше, чем месяцы кровавых противостояний в центре столицы. Появились первые клиенты, которые, видя рост валюты в обменнике более, чем на гривну за один день, аннулируют свои заказы.

Валютные скачки не дают возможности прогнозировать не только продажи, но и закупки. Полученная от продаж гривневая масса стремительно девальвирует за два дня. Можно постараться как можно скорее избавиться от нее, но как быть с опасностью резкого укрепления гривны?! Что делать с товаром, купленным по 13,7 гривен за доллар, после того, как очередные ребята в правительстве решат сказать: хватит, мы подзаработали, да и транш от МВФ пришел, пора и укрепляться? Не знаю — кто как, но я апрельское укрепление гривны в 2005 году помню  хорошо.

Подобные сомнения терзают не меня одного и не только мелких торговцев, большая часть которых живет за счет продажи импорта. Именно поэтому в скором времени мы можем столкнуться с дефицитом товара. Распродадутся товарные запасы, закупка новых партий будет отложена до лучших, более понятных и прогнозируемых времен.

«Новая почта» – основной экспедитор для большинства интернет-магазинов, малого и среднего бизнеса – объявила 11 апреля о повышение тарифов. Одной из основных причин назван рост цен на топливо, а ценники на АЗС подталкиваются вверх не столько акцизами и спросом, сколько все теми же курсовыми колебаниями.

Юлия Белинская, собственник компании Retail Community

белинская

Организация конференций для розничного бизнеса

Стоимость рекламы в Google и в Facebook привязана к доллару, поэтому  увеличилась стоимость использования этих рекламных инструментов. В остальном влияние девальвации на мой бизнес скорее косвенное. Я работаю в сегменте B2B: продаю участие в конференции ритейлерам и нахожусь в конце «пищевой цепочки». Мой бизнес зависит от бизнеса ритейлеров, а, они, в свою очередь, зависят от курса доллара.  Если у них дела идут плохо, то у меня априори не могут идти хорошо. Цены на товары в гривне возросли, а доходы потребителей не изменились. Затраты на мои услуги в компаниях сокращают первыми.

Сложная ситуация в Украине подстегнула к поиску выхода. Я решила попробовать продать участие в своей конференции ритейлерам из Казахстана.  Какого-то особо изобретательного метода не придумала – отправила информацию о конференции на форму обратной связи на сайте. Каково же было мое удивление, когда я получила отклик. В результате на мою первую конференцию приехали семь делегатов из Астаны. В нынешних условиях компаниям надо пытаться искать выход на другие рынки.  На постсоветском пространстве практически все понимают русский язык. Это большое преимущество, нужно им пользоваться! Даже если временно вычеркнуть Россию, остаются Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия.

 

*

Top