Богатые тоже плачут. Как страдает бизнес олигархов из-за АТО
Фото: Golos.Ua

Жертвами войны стали предприятия Ахметова, Коломойского, Фирташа, Таруты и российских компаний

Промышленные предприятия стали  мишенями для террористов  в Луганской и Донецкой областях. Часть из них уже пережили «военное время» и вернулись к нормальной жизни, часть – по-прежнему находятся под контролем боевиков, часть – не пострадала, но стала заложниками разрушений на железной дороге.

От последствий АТО пострадали крупнейшие украинские и даже российские компании. Hubs выделил самые «горячие точки» на промышленной карте Донбасса.

map_don

Горловка

Компания Ostchem Дмитрия Фирташа в целях безопасности остановила горловский «Стирол» еще в мае. На заводе приостановили выпуск аммиака и его производных: карбамида, селитры и КАС, а также полностью освободили хранилище аммиака.   Так на «Стироле» полностью исключили возможность аварии, отчитались в Ostchem. Вскоре аналогичные шаги были предприняты на северодонецком «Азоте», также принадлежащем Фирташу.

Тем не менее, горловское предприятие остается в зоне интереса боевиков. На его территорию попали террористы, появились сообщения о его минировании. 12 августа пресс-секретарь «Стирола» Павел Брыков  обвинил украинскую армию в обстрелах завода и предупредил о возможной глобальной экологической катастрофе. Пресс-служба Ostchem  в тот же день опровергла его слова.

 Краснодон

Краснодон впервые попал в сводки новостей еще весной – часть рабочих  угольного объединения «Краснодонуголь» с подачи заезжих агитаторов начала забастовку и перекрыла подъезды к шахтам. Начавшийся пожар удалось погасить собственнику угольного объединения – компании «Метинвест» Рината Ахметова. Но с развитием боевых действий ситуация усугубилась.

«Краснодонуголь» сейчас работает на склад, предприятие оказалось отрезано от остальной империи Рината Ахметова, рассказал журналистам гендиректор «Метинвеста» Юрий Рыженков на прошлой неделе. Добавилось и кадровых проблем. По словам Рыженкова, из 14 000 коллектива с начала конфликта компанию покинули около тысячи человек – наиболее квалифицированных рабочих.

 Авдеевка

Авдеевский коксохим – один из крупнейших в Европе. Предприятие более чем наполовину покрывает потребности в коксе группы «Метинвест» Рината Ахметова. После столкновений в Авдеевке 28 июля завод был отключен от электроэнергии. Вскоре одну из четырех линий удалось восстановить, но для полноценной работы этого недостаточно.

Фото: Авдеевский коксохимический завод

Фото: Авдеевский коксохимический завод

Нынешняя производительность коксохима – 3 500-5 000 тонн кокса в сутки, треть от привычного объема, – говорит гендиректор «Метинвеста» Юрий Рыженков. События на Востоке нарушают вертикальную интеграцию «Метинвеста», группе приходится идти на дополнительные затраты. Новым поставщиком кокса на металлургические заводы Ахметова стал Ясиновский коксохим Виктора Нусенкиса.

«Метинвест» теряет на сторонних закупках кокса около в $16 млн в месяц. Металлургические заводы группы работают на 60-70% от плана.

 Алчевск

Алчевский меткомбинат корпорации «Индустриальный союз Донбасса», как и «Краснодонуголь», стал заложником своего географического положения. Доставить сырье на предприятие можно только через станцию Дебальцево. Но уже две недели поезда там не ходят, завод стоит.

«На станции Дебальцево людей нет, все заминировано», – рассказал сайту Днепродзержинского метзавода (ДМКД, также входит в ИСД – Hubs) его гендиректор Максим Завгородний.

Решить проблемы Алчевского меткомбината компании Сергея Таруты, Олега Мкртчана и группы российских инвесторов сейчас не под силу. Все силы брошены на поддержание работы ДМКД. Поскольку стоит и Алчевсккокс, а свободного кокса в Украине нет, компания ищет дефицитное сырье в России – на предприятиях Романа Абрамовича и Владимира Лисина.

 Стаханов

Стахановскому заводу ферросплавов группы «Приват» тоже не повезло. С середины июля он простаивает работу из-за разворачивающихся боевых действий, а в прошлую пятницу его захватили террористы. Что там происходит с тех пор – неизвестно.

«Была информация, что на прошлой неделе на завод завезли российские установки «Град», однако сейчас о ситуации там неизвестно – все работники эвакуированы», – рассказал журналистам исполнительный директор «Украинской ассоциации производителей ферросплавов» Сергей Кудрявцев. Он уточнил, что часть работников – 78 человек– эвакуированы в Запорожье. Часть персонала трудоустроено на Запорожском заводе ферросплавов.

Фото: Стахановский ферросплавный завод

Фото: Стахановский ферросплавный завод

Слабым утешением для менеджеров Коломойского может служить лишь то, что стахановский завод – самый небольшой в сравнении с другими ферросплавными предприятиями «Привата».

 Луганск

«Лугансктепловоз» российского олигарха Искандера Махмудова занимался  в том числе и выпуском спецтехники. Еще в начале июня боевики похитили с него три самоходных транспортера.

После того, как город оказался под полным контролем террористов, на территории завода  звучали выстрелы, сообщали местные СМИ. В начале июля спикер информационного центра СНБО Андрей Лысенко сообщил, что боевики оборудовали новые огневые позиции в жилых точках Луганска. «В частности, в районе 7-й проходной завода «Лугансктепловоз» наемники установили две пушки и организовали базу обеспечения боеприпасами», — добавил Лысенко.

«Сейчас, к сожалению, работа остановлена, так как нет электроэнергии. Пока не восстановят подстанцию, которую разбомбили,  люди распущены в отпуск. Я думаю, ремонтные работы продлятся в течение августа», —  заявил журналистам Андрей Андреев — гендиректор Трансмашхолдинга, который владеет предприятием.

Под контролем боевиков также находится Луганский патронный завод Давида Жвании.  31 июля часть Луганска отключили от энргоснабжения.

 Лисичанск

Принадлежащий «Роснефти» Лисичанский нефтеперерабатывающий завод был остановлен еще в марте 2012 из-за нерентабельности переработки нефти. До военных действий все основные фонды находились в целости и сохранности. Проблемы начались в июле, пишет «Нефтрынок».

Сначала «ополченцы» взорвали автомобильный мост, обломки которого обвалились на ж/д полотно к станции Новозолотаревка – пункта приема и налива сырья и нефтепродуктов НПЗ. Затем террористы зашли на предприятие и «позаимствовали» часть топлива и стройматериалов на военные нужды.

18 июля после артобстрела на территории предприятия загорелись емкости с остатками нефтепродуктов, был поврежден один из участков заводской ТЭЦ, возник пожар на установке полипропилена.

«Роснефть»,  конечно же, обвинила в разрушениях украинских военных.

Фото: Golos.Ua

*

Top