Техосмотр автомобиля
Техосмотр автомобиля

Когда вернут обязательный техосмотр и что он будет собой представлять

«Вернется ли обязательный техосмотр и как он будет проходить?», — таким вопросом задавались многие на этой неделе. Hubs выяснил, почему тема ТО опять стала актуальной.

Вернется ли техосмотр

Активно обсуждать обязательный ТО начали еще в прошлое воскресенье. Причиной разговора стал пост в Facebook Олега Назаренко, главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД). Назаренко утверждал, со ссылкой на источники в правительстве, что Кабмин собирается вернуть «досмотр» автомобилей с января 2016 года. Якобы чиновники вынуждены это сделать, потому что не могут проследить за теми, кто должен платить налог «на роскошь».

«При отсутствии обязательного техосмотра невозможно проконтролировать авто на предмет уплаты транспортного налога, поэтому они намерены (есть такое предложение в Минфине) с 01.01.2016 вернуть обязательный техосмотр и при прохождении техосмотра контролировать в ГАИ уплату транспортного сбора», — уверял глава ВААИД.

Под транспортным сбором имеется в виду налог, который собирают с владельцев автомобилей не старше пяти лет с объемом двигателя более:

  • 3 литров – для бензиновых;
  • 2,5 литров – для дизельных.

Собственники таких авто должны платить 25 000 гривен ежегодно, пока их «стальному коню» не исполнится пять лет. В среду на заявление Назаренко отреагировали в Министерстве финансов. В ведомстве Натальи Яресько заверили, что не планируют предлагать возврат технического осмотра на автомобили. И вообще вопросы технического осмотра автомобилей не входят и никогда не входили в компетенцию министерства.

«Министерство не имеет полномочий и, соответственно, не планирует предлагать возврат технического осмотра на автомобили», — подчеркнули в Минфине.

Но история на этом не заканчивается. На пост Назаренко также отреагировали в ГАИ. И вот представители автоинспекции подтвердили, что обязательный техосмотр таки вернется.

Зачем и когда возвращают

Новость о возврате ТО вызвала бурю возмущений. Мол, «гаишники» отвоевали для себя свой старый добрый источник доходов – продажу талонов о прохождении техосмотра. На самом же деле вернуть проверку технического состояния автомобилей нас обязывает Европа. Украина пообещала гармонизировать с ЕС свою нормативную базу в сфере дорожного движения. И теперь мы должны выполнить директиву, в которой четко написано:  транспортные средства подлежат периодическим проверкам на пригодность к эксплуатации.

Четыре года назад такая норма действовала и в Украине – по Закону «О дорожном движении» все автомобили в нашей стране должны были проходить ТО. Но в 2011 году депутаты внесли правку в закон и исключили из списка транспортных средств, которые должны проверяться обязательно, частные авто, прицепы, мотоциклы и мопеды.

Теперь, по сути, закон нужно вернуть в прежнее состояние. То есть убрать из него правку 2011 года. Для этого, согласно плану имплементации директивы ЕС, нужно будет до конца этого года разработать соответствующий проект закона. В начале следующего года Кабмин должен будет разработать требование к техническому осмотру. То есть конкретный перечень того, что нужно проверять в автомобиле.

К концу 2016-го Украина должна определиться с тем, кто будет проводить обязательный технический осмотр. И с 2017-го нормативные акты об обязательном ТО должны вступить в силу.

Как будут проводить ТО

«Мы будем требовать, чтобы список проверок существенно сократили. Оставили проверку тормозов, света и выбросов. А автомобили до пяти лет вообще не должны проходить осмотр», — сказал Hubs Олег Назаренко.

Но если ознакомиться с требованиями Европейского союза, то можно сделать вывод, что пожелания главы ВААИД, мягко говоря, завышены. Список обязательных проверок, указанный в директиве ЕС, ничем не уступает тому, что действовал в Украине.

Для наглядности Hubs специально сравнил два списка требований. Слева – ЕС, справа – Украина.

Требования ЕС Требования Украины
Тормозная система Тормозная система
Рулевой механизм Система управления
Обзорность Обзорность и стекла
Электрооборудование Электрооборудование
Оси, колеса, шины, подвеска Шины и колеса
Двигатель и выхлопы Двигатель и его системы
Кузов Кузов
Ремни, аптечка Ремни, аптечка

По сути, разница лишь в детализации. Например, украинские нормы не допускают коррозию кузова. Европейцы считают ржавчину проблемой, если только она образовалась на емкостях с какой-либо жидкостью и может привести к проливу.

Помимо этого, директива позволяет на усмотрение правительства пополнять этот список новыми проверками хоть до бесконечности. То есть требования к техническому состоянию автомобиля в Украине и вовсе могут вырасти.

Что касается периодичности осмотров, здесь у ЕС есть лишь максимальные ограничения: для новых авто — не позднее, чем через четыре года после начала эксплуатации, для подержанных — не реже, чем два раза в год. Но, по решению правительства, проверки можно проводить и чаще.

Если говорить о практике в Европе, то там первый обязательный осмотр автомобилей проводится, когда машина достигает возраста 3-4 года. Отсрочки в пять лет, которую предлагает Назаренко, нет ни в одной стране ЕС.

Единой практики в периодичности проверки авто, достигших «призывного» возраста, в Европе тоже нет. В каких-то странах состояние автомобилей инспектируют каждый год, в каких-то – каждые два года. В Украине до отмены техосмотра личный транспорт проверяли раз в два года.

Кстати, цены на техосмотр в странах ЕС тоже очень разные.

Стоимость ТО в Европе*

*Указаны только страны с фиксированной стоимостью ТО

Кто будет проводить осмотр

До 2011 года осмотр автомобилей в нашей стране проводила Госавтоинспекция. Как это будет происходить в следующем году, в ГАИ пока не знают.

В директиве ЕС написано, что осмотр должны проводить государственные учреждения либо частные компании, уполномоченные государством. В Европе, как правило, действует второй вариант. Например, в Великобритании собственники СТО могут подавать заявки на право проводить техосмотр прямо на сайте регулятора. Что нужно иметь, чтобы получить такое право, указано в специальной памятке.

Передачу ТО в руки частников в Украине тоже не исключают. «Это можно воплотить в жизнь в очень правильном решении. Например, при прохождении привычного для всех технического обслуживания на сертифицированных станциях делается дополнительный комплекс диагностики. И, как результат, выдается сертификат о прохождении обязательного технического осмотра автомобиля», — такой вариант, по словам Владислава Криклия, заместителя главы департамента ГАИ МВД Украины, рассматривают сейчас в профильном ведомстве.

Один коментар;

  1. Денис said:

    «Что касается периодичности осмотров, здесь у ЕС тоже нет четких требований. Решение вопроса полностью предоставлено правительству, которое будет разрабатывать требование к ТО».

    В самой директиве 2009/40/ЄС это указано. Приложение №1.

*

Top