Порошенко забыл о Крыме, а НАТО - об обязательствах перед Турцией

Важнейшие события мировой политики, касающиеся Украины, – в обзоре Hubs

О визите «нормандцев». 22-23 февраля Киев посетили министры иностранных дел Германии (Франк-Вальтер Штайнмайер) и Франции (Жан-Марк Эро). Темы визита понятны: Донбасс, выполнение Минских соглашений, пробуксовка реформ и коррупция в Украине.

По поводу последней проблемы Штайнмайер и Эро высказались более чем однозначно (превосходной степени откровенности ожидать от дипломатов и не пришлось бы): «Отдельные лица без каких-либо антимонопольных преград сосредоточили огромную экономическую власть и беззастенчиво используют ее для политического влияния. Серьезные обвинения во всепоглощающей коррупции ставят под угрозу общественную консолидацию».

В переводе с дипломатического языка – это еще не последнее китайское предупреждение, но намек более чем прозрачный: под прицелом европейских правоохранителей оказался ряд украинских бизнесменов, «беззастенчиво пользующихся» близостью к политической власти. Это в Украине обвинение в коррупции используется налево и направо на ток-шоу – в ЕС оно влечет за собой более чем серьезные последствия.

Второй важный момент: по наблюдениям экспертов и журналистов ФРГ и Франция несколько изменили свою позицию относительно разрешения конфликта на Донбассе. Есть мнение, что от Украины уже не требуют немедленного внесения изменений в Конституцию относительно спецстатуса «отдельных районов двух областей» — взамен предлагая обеспечить проведение местных выборов в регионе. Но, как представляется Hubs, речь идет о сделке из серии «шило на мыло». Принять закон о проведении выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДО-ОРЛО), который не противоречил бы Основному Закону, практически невозможно. Разве что сделать в гипотетическом законе о выборах на Донбассе отсылку о том, что полномочия избранных органов местного самоуправления будут определены отдельным законом – но ничего, кроме отсрочки с принятием решения о статусе неконтролируемых территорий, это не принесет.

И еще неприятный момент: главы МИД ведущих европейских стран фактически самоустранились от решения крымского вопроса. По их мнению, Украина сама должна определиться с тем, как и в каком формате решать вопрос о деоккупации полуострова. Заявление министров содержит намек, что и сам Президент Украины Порошенко не горит желанием поднимать эту проблему: «Решение относительно переговоров в формате «Женева+» для возврата Крыма должна принять Украина. Президент Украины сказал нам, что рассматривает Минские соглашения пока как единственное средство для продвижения вперед. Но если Украина примет такое решение, мы будем первыми, кто об этом узнает», — объяснил Штайнмайер.

И еще о Крыме. И об Америке. Довольно неприятными последствиями может обернуться для Украины публикация стенограммы заседания СНБО от 28 февраля 2014 г. Речь идет о следующих цитатах из документа:

Тенюх И.И. (министр обороны): «Сейчас в Черном море находится один фрегат управляемого оружия – штабной корабль «Уилти». Сегодня вышел из Стамбула. Поэтому наличие американского фрегата управляемого ракетного оружия, если бы была договоренность, и он вошел бы по договоренности в наши территориальные воды, — это было бы также признаком, что мы не одни. Это может остановить Россию».

Дещица А.Б. (МИД): «Я встретился сегодня также с министрами иностранных дел «Вышеградской четверки». Все они на своем уровне высказывают обеспокоенность, но своих планов и действий они не сообщают. Они просят нас не делать поспешных шагов».

Яценюк А.П. (премьер-министр): «Также жаль, что 2 корабля Шестого флота США покинули Черное море. Один из них, кажется, где-то на мели должен быть… Мы обратимся к нашим партнерам с целью обеспечения мира и стабильности в Черноморском регионе. Просто вчера мы узнали, насколько угрожающая ситуация, но я сегодня переговорил с вице-президентом Соединенных Штатов по этому вопросу. У них пока что нет позиции».

Парубий А.В. (секретарь СНБО): «Наши стратегические партнеры имеют мощный военный потенциал, и их присутствие в Черном море было бы стабилизирующим фактором».

Из этих отрывков стенограммы следуют крайне неприятные для Вашингтона выводы:

— США оказались совершенно не готовы к «крымской весне»;

— в первые часы агрессии ни США, ни их ключевые партнеры в Восточной Европе («Вышеградская четверка») не смогли помочь Украине даже дельным советом, кроме «ничего не делать»;

— корабли ВМФ США немедленно покинули акваторию Черного моря «от греха подальше».

Остаются открытыми вопросы о профессиональной компетенции: либо разведорганов США (проспали переброску войск и техники такого масштаба?), либо Госдепа (у американских дипломатов не было никаких планов на случай агрессии РФ?), либо высшего политического руководства США. Или еще более печальный вывод: Вашингтон знал о вторжении в Крым, но сознательно самоустранился от этой проблемы.

В любом случае эти вопросы после ознакомления с текстом стенограммы настолько очевидны, что обязательно будут заданы. Особенно – учитывая предвыборную кампанию в Америке и неплохие (пока что) шансы представителя демократов Хиллари Клинтон на победу в президентской гонке. Между прочим, до «супервторника» осталось всего ничего.

Проще говоря, украинские политики в пылу разборок между собой (а публикация стенограммы была осуществлена ради удара по Тимошенко и повышения шансов Турчинова занять премьерское кресло) подложили свинью Белому Дому. Не факт, что США ответят на этот шаг публично – но реакция обязательно будет (речь, как-никак, об авторитете сверхдержавы). И для украинской власти она может иметь довольно неприятные последствия. Уж доверие со «стратегическим партнером» точно не укрепит.

О США, России и Сирии. Москве все-таки удалось продавить свое присутствие в Сирии в качестве ключевого игрока в регионе. Грустные шутки американских СМИ о том, что «Обама хочет успеха в Сирии, но не хочет ничего для этого делать», оказались недалеки от истины. К утру 23 февраля стало известно, что Россия и США как сопредседатели Международной группы поддержки Сирии подписали соглашение о прекращении огня. Оно должно вступить в силу в полночь 27 февраля 2016 года по времени Дамаска, и уже поддержано сирийским МИД. Соглашение не будет касаться боевых действий против ИГИЛ и связанных с «Аль-Каидой» террористических группировок («Джебхат ан-Нусра» и пр.). В безусловных плюсах – Башар Асад (выиграл время, сыграл в миротворца, получил шанс показать себя договороспособным политиком, а не изгоем). На основе этого соглашения еще предстоит утвердить резолюцию СБ ООН – и из Нью-Йорка приходят сведения, что США и РФ договариваются о ее тексте напрямую, не подключая других участников СБ (и, кстати, Украину как непостоянного члена этого органа).

Далеко не факт, что это соглашение будет соблюдаться в большей мере, чем, допустим, Минские договоренности. Гораздо важнее сам факт: РФ выдавила из США признание себя в качестве равного партнера на Ближнем Востоке. Для Украины это, безусловно, плохая новость. Ведь чем больше увязнут в переговорах Москва и Вашингтон, тем больше шансов, что решение украинских проблем:

— будет отодвинуто на второй-третий план;

— выступит в качестве разменной карты.

О Турции. Упомянутые переговоры о решении сирийского вопроса ставят в сложное положение Турцию. Анкара в принципе была уже готова к проведению сухопутной операции с далеко идущими целями (союзником готова выступить Саудовская Аравия) – теперь сделать это сложнее. Кроме того, прошедшая неделя принесла Турции как минимум две плохие новости.

Во-первых, в пятницу, 19 февраля министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн заявил о том, что «НАТО не должна позволить втянуть себя в вооруженную эскалацию с Россией из-за нынешней напряженности в отношениях между РФ и Турцией». И не нужно скептических улыбок по поводу Люксембурга – министр этой страны в данном случае выступал от имени всего Альянса. Союзнические обязательства, предписывающие странам НАТО вступаться за каждого из своих членов, сказал он, распространяются лишь на те случаи, если «один из участников НАТО подвергается явной агрессии». Трактовать это можно приблизительно таким образом: конфликт между Турцией и РФ на территории третьей страны (Сирии) не будет рассмотрен в Брюсселе как повод для вмешательства.

Во-вторых, обострились отношения между Турцией и Болгарией: страны «обменялись» высылкой дипломатов. Подлинную причину в этой ссоре международные наблюдатели предпочитают видеть в том, что София поддерживает уж очень тесные отношения с Москвой.

Для Украины внешнеполитические проблемы Турции (как бы цинично это не звучало) – шанс для укрепления отношений с потенциальным союзником в противостоянии с РФ. Вопрос в том, сможет ли украинская дипломатия им воспользоваться.

P.S. Последние данные соцопросов в Нидерландах свидетельствуют, что лишь 32% жителей страны тюльпанов готовы отдать свой голос за ратификацию Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Против – пока что 38%. Впрочем, референдум носит статус консультативного, назначен на 6 апреля (будний день) и будет признан состоявшимся лишь при более чем 30%-й явке (а желающих прийти на него как раз около 30%). Так что преувеличивать риск возможных неприятностей пока не стоит.

*

Top