Налоговые новации Кабмина разорят бизнес минимум на 60 млрд грн

Реформа от Яресько – последний гвоздь в гроб украинской экономики

По предварительной информации Hubs, завтра, 9 декабря, Кабмин решит судьбу минфиновского законопроекта по реформированию налоговой системы страны. То есть в каком виде и когда он будет подан в парламент. Вывод этот якобы будет также сделан по результатам обсуждения на анонсированном на сегодня заседании Национальной рады реформ.

Свое негативное отношение к правительственным новациям уже высказали ряд бизнес-ассоциаций. На 9 декабря бизнес-ассоциации – представители малого и среднего бизнеса – анонсировали проведение по этому поводу акций протеста в центре Киева в поддержку упрощенной системы налогообложения. Многие эксперты считают, что лучше вобще ничего не менять, чем принимать на 2016 г. предложенные министерством Натальи Яресько новации.

В первой части Hubs проанализировал негативные последствия от предлгаемых изменений в администрировании налогов и почему ставки «все по 20» в объективной реальности не снижают налоговую нагрузку на бизнес. Публикуем вторую часть анализа о том, как предлагаемая база налогообложения и ставки на ряд налогов ухудшат экономическую ситуацию в стране. Общий вывод: принятие правительсьтвенного законопроекта приведет к увеличению фискальной нагрузки на бизнес на десятки миллиардов гривен. При этом правительство умудряется заявлять об уменьшении поступлений в бюджет на 60 млрд грн в результате принятия предложенных им изменений.

НДС

Основные изменения в администрировании НДС от Минфина изложены на слайде ниже.

28

Основная новация Минфина при уплате НДС – лишение льгот сельхозпроизводителей и фармацевтов – приведет к изъятию из оборота бизнеса более 30 млрд грн

Повышение порогового значения для обязательной регистрации субъекта хозяйствования как плательщика НДС существенного влияния на количество налогоплательщиков, поступлений в бюджет и на бизнес иметь не будет. В принципе с этим согласны и в Минфине. Настоящей бомбой будет предлагаемый отказ от спецрежима налогообложения для сельхозпроизводителей.

С одной стороны известно, что крупные сельхозпроизводители, а также зернотрейдеры злоупотребляют сегодняшней льготой.

С другой – абсолютно не факт, что после введения налогообложения злоупотреблений станет меньше, прежде всего из-за перехода к возмещению НДС по всему сельхозэкспорту. Проблема поиска ресурса для возмещения встанет перед государством в полный рост. И это только одна сторона медали.

Другая заключается в том, что отмена спецрежима станет серьезным ударом по сельхозпроизводителям в целом (особенно по среднему звену бизнеса), ведь возможностей для какого-либо вменяемого дотирования сельского хозяйства власть не предусматривает. Да они и сильно ограничены обязательствами в рамках ВТО.

Еще одним сомнительным предложением является перевод на налогообложение по ставке 20% фармацевтической продукции. Дело не только в провоцируемом таким образом росте цен. С учетом неких компенсаций, о которых речь идет в сопутствующем законопроекте, с уверенностью можно говорить о росте коррупционной составляющей на фармацевтическом рынке, который и так весьма непрозрачен.

Кстати, о том, что налогообложение фармацевтической продукции по ставке 20% приведет к появлению новой проблемы, в Минфине, похоже, не подумали в принципе. Поскольку фармацевтическая продукция является одним из лидеров по объемам импорта, а существенная часть рынка находится в «серой» зоне, государство получит огромный объем вбрасываемого в систему налогового кредита – это не только коррупция, но и уменьшение поступлений НДС у тех, кто этот кредит будет покупать (за счет «сворачивания»). В целом эта новация может сыграть для бюджета в «минус».

При этом ни одного разумного предложения в правительственном законопроекте по ликвидации реальных проблем в администрировании НДС, которые приводят к вымыванию оборотных средств предприятий, коррупции и конфликтам между фискалами и бизнесом, к сожалению, нет.

Во-первых, автоматическое возмещение НДС для всех, абсолютно естественное в условиях системы электронного администрирования (СЭА), не вводится. Наоборот — вводятся новые критерии для существующего автоматического возмещения, которое даже сейчас налоговики блокируют в ручном режиме.

Во-вторых, материальную ответственность государства за несвоевременное возмещение НДС, в виде пени или штрафа, Минфин тоже вводить не предлагает. И более того, при этом предлагается для получения автоматического возмещения обзаводиться финансовой гарантией банка – то есть получать возмещение на платной основе!

Не предлагается решить и проблему существования де-факто двух НДС («внутреннего» и «импортного»), которая проявляется в уплате налога на разные счета, планировании в госбюджете отдельными строками, плюс в отдельном планировании строки по возмещению НДС, а потом правительство заявляет о недостатке ресурсов на возмещение. На самом деле НДС должен быть единым, платиться на счета бюджета по месту регистрации плательщика в органе ГФС, а планироваться в государственном бюджете должна одна строка – сальдо.

По экспертным оценкам, отмена спецрежима в сельском хозяйстве и внедрение налогообложения фармацевтической продукции по ставке 20% приведут к изъятию из оборота бизнеса более 30 млрд грн. При этом по вышеописанным причинам не стоит ожидать, что все эти деньги попадут в бюджет. Значительная часть будет перераспределена коррупционным или полукоррупционным путем вне бюджета.

Упрощенка

Несмотря на то, что единый налог несравним с НДС по объему перераспределения средств через бюджет (т.е. по обеспечиваемым доходам), планы изменений в «упрощенке» могут произвести громкий эффект (см. ниже слайд из презентации Минфина к проекту НК – «Упрощенная система налогообложения»).

31

Пока у крупного бизнеса есть возможность ухода от налогообложения через офшоры, справедливость борьбы с «упрощенцами» вызывает сомнения.

С одной стороны понятно, что «упрощенка» действительно используется в различных схемах ухода от уплаты налогов (прежде всего, средним бизнесом). С другой – пока крупнейший бизнес имеет возможность схемного использования офшоров и юрсидикций с оптимальным налогообложением, справедливость борьбы со схемами, которые основаны на использовании «упрощенки», вызывает сомнения.

Минфин предлагает полностью отказаться от единого налога для юрлиц (см. выше слайд из презентации Минфина к проекту НК – «Упрощенная система налогообложения»). Требования для физлиц I группы (переименовывается в группу А) пока остаются неизменными, но через 3 года для них вводится обязательное применение РРО. Предельный оборот для физлиц II группы (переименовывается в группу В) предлагается увеличить с 1,5 млн. грн. до 2 млн. грн., но при этом уже в 2016 г. для них вводится обязательное использование РРО. Группа III ликвидируется.

Ставка налога и ЕСВ составит, соответственно:

— для группы А – до 20% минимальной зарплаты (до 275,6 грн) + 20% минимальной зарплаты ЕСВ (275,6 грн.) – т.е. суммарно до 551,2 грн.;

— для группы В – 20% дохода (либо по принципу «доходы минус расходы», либо по принципу «доходы минус доходы*0,4») + 20% ЕСВ от базы начисления, как зарплаты.

При этом коэффициент 0,4 вводится с 2019 г., поэтапно понижаясь с 0,8.

Все эти меры должны привести к замене существующей регрессивной модели налогообложения единым налогом (чем больше оборот, тем меньше процент уплачиваемого налога) на прогрессивную. Теоретически это правильный подход. Но, как уже говорилось, вызывает вопрос избирательность подхода при закрытии схем уходя от налогов для МСБ и крупного бизнеса.

Остается добавить, что «упрощенцам» в законопроекте предлагается запретить заниматься импортными операциями – очевидно в целях пресечения легализации контрабанды и «серого» импорта.

Вероятность реализации описанных планов правительства вызывает сомнения в свете традиционно активной позиции «единоналожников». Повышение фискальной нагрузки тут предлагается весьма существенное.

Акциз

Радикальные изменения предлагается принять в администрировании акцизного налога. На сегодня уклонения от уплаты этого налога (особенно на рынке алкоголя и нефтепродуктов) стали тотальными – что-то с этим делать, безусловно, надо. Авторы проекта решили пойти путем существенного усложнение порядка его администрирования (см. ниже слайд из презентации Минфина к проекту НК – «Акциз»).

47

Увеличение ставок акциза в 2016 г. на алкоголь и табак в 1,5-5 раз – снижение поступлений в госбюджет на 50%

Речь идет о создании электронной системы контроля над оборотом топлива, внедрения акцизных налоговых накладных, единого реестра налоговых накладных и т.д. Каких-либо расчетов стоимости такого администрирования авторы проекта не приводят, однако, очевидно, что и для бизнеса, и для государства администрирование станет существенно дороже в случае принятия проекта.

На этом новаторские инициативы, впрочем, не закончились.

Ставки налога для пива, алкогольных напитков и табачных изделий предлагается уже в 2016 г. поднять в 1,5-5 раз, после чего продолжать поднимать их ежегодно.

Как уже заявили отраслевые бизнес-ассоциации совместно с Европейской бизнес-ассоциацией, это приведет к тому, что к началу 2016 году половина предприятий ликероводочной отрасли будет вынуждена остановить производство, а почти полмиллиона человек останутся без работы. Налоговые поступления будет сокращено на 50%, в Украине воцарится эра отравлений фальсификатом, ведь доля теневого сектора на водочном рынке вырастет до 65%.

Ставки налога на топливо поднимать как бы не предлагается, однако они будут выражены в евро и для «пересичного» поднимаются вместе с падением курса гривны. Необъяснимым новшеством также является предлагаемый переход к взиманию акциза на топливо с объема (т.е. с литра) вместо массы (т.е. килограмма или тонны). Кстати, «розничный» акциз на топливо предлагается преобразовать из адвалорного (5%) в специфический (0,042 евро за 1 л), что приведет к его росту – причем в большей степени на более дешевые сорта топлива.

Ну и наконец, верхом абсурда является предложение включать в базу обложения акцизным налогом НДС – т.е. начислять акциз на цену с НДС. Если же учесть, что с этого года у нас введен еще и акциз на розничные продажи, то выходит, что налог на налог (и на НДС, и на акциз, что вообще противоречит принципам налогообложения) будет начисляться несколько раз – сначала при отпуске подакцизного товара производителем, потом при розничной продаже.

В целом рост фискального давления благодаря акцизным новациям можно оценить, как очень значительный – примерно полуторакратный, что приведет к необходимости дополнительной уплаты бизнесом не менее 30 млрд. грн., соответствующему росту цен и т.д.

Другие налоги

В налогообложении прибыли, кроме повышения ставки на 2 п.п., стоит отметить:

1) что плательщиками налога станут все «единоналожники»-юрлица;

2) что с 01.01.18 г. вводится уплата так называемой надбавки к налогу на прибыль по ставке 15%, плательщиками которой являются плательщики рентной платы за пользование недрами для добычи углеводородов;

3) четкое указание о том, что налог на прибыль уменьшается на сумму начисленного налога на недвижимость.

К сожалению, какой-либо внятной и четкой поддержки реинвестирования прибыли в проекте, предложенном Минфином, не содержится.

Механизм контроля над трансфертным ценообразованием в очередной раз серьезно переписывается, однако оснований считать, что новые правила будут действеннее нынешних, по прочтении законопроекта не возникает.

Ставки ренты на добычу недр и экологического налога, выраженные в абсолютных величинах, предлагается увеличить на 26%. Также вводится ежегодная обязательная автоматическая их индексация. Ставки ренты за добычу природного газа существенно (в 2 и более раз) снижаются, при этом меняется и база налогообложения: вместо максимального уровня цены реализации промышленным потребителям предлагается использовать среднюю таможенную стоимость импортируемого газа, сложившуюся при его оформлении.

Казалось бы, разумное предложение касается изменений в транспортном налоге. Вместо налогообложения автомобилей с рабочим объемом двигателя до 3 л, использовавшимся до 5 лет, предлагается облагать автомобили класса «Люкс». При ближайшем рассмотрении, впрочем, и это предложение не очень разумно. К машинам класса «Люкс» предлагается отнести автомобили стоимостью свыше 1 млн грн и не старше 5 лет. Привязку к стоимости автомобиля стоит поддерживать двумя руками. Но почему эту самую стоимость предлагается исчислять в гривнах – в проекте кодекса полно привязок, например, к евро. И на каком основании «люксовыми» авто должны считаться те, что стоят более 1 млн грн? Ведь только в течение 2015 года 1 млн грн «уменьшился» с 51 тыс. EUR (в начале года) до 38,8 тыс. EUR (на сегодня). Такими темпами в следующем году «люксовым» вполне может стать обычный автомобиль «В-класса». Да и единая ставка налога (25 тыс. грн) тоже вызывает сомнения  — если уж переходить к привязке к цене, то логично и ставку устанавливать в процентах.

В налогообложении недвижимости налоговую нагрузку также предлагается существенно нарастить.

В частности, у юрлиц планируется облагать цеха, корпуса, складские помещения и т.д. Максимальный размер ставки правительство хочет поднять с 2% до 3% минимальной зарплаты с 1 кв. м. Если во владении имеется квартира площадью от 300 кв. м или дом площадью от 500 кв. м  придется доплатить дополнительно еще 25 тыс. грн (какая-то магическая сумма для авторов документа).

Подытоживая анализ правительственного законопроекта, можно смело заявлять о том, что его принятие приведет к увеличению фискальной нагрузки на бизнес на десятки миллиардов гривен и может стать последним гвоздем в гроб украинской экономики.

*

Top