Н.Лихачев: ВР бросила спасательный круг для компаний-должников

Закон о финансовой реструктуризации защищает должников и не дает бесчинствовать банкам

 

Лихачев-02

Николай Лихачев, юрист

О проблеме невозвращения  кредитов банкам Hubs писал уже не раз. И о том, какие трудности возникают у должников. И о том, как в случае невозврата кредитов ведут себя банки. В июне Верховная Рада попыталась урегулировать этот вопрос и поддержать должников, приняв закон о реструктуризации их хозяйственной деятельности или денежных обязательств. В октябре документ вступил в силу. Своим мнением относительно новых норм работы с должниками с Hubs поделился руководитель практики M&A, банковского и финансового права АО «Спенсер и Кауфманн» Николай Лихачев.

С 19 октября 2016 года вступил в силу долгожданный Закон Украины «О финансовой реструктуризации» (№1414-19), принятый в июне этого года. Суть документа — помочь компаниям-должникам, которые находятся в критическом финансовом состоянии, встать на ноги. С помощью реструктуризации их хозяйственной деятельности или денежных обязательств.

Проблема долгов украинских компаний стоит очень остро. По данным экспертов, сегодня общая сумма этой задолженности составляет 200 млрд грн. Именно поэтому так важен закон о реструктуризации — как временная (действие документа рассчитано на три года), но разумная и эффективная мера.

По задумке авторов документа, с его помощью предполагается свести к минимуму последствия кризиса в Украине, поддержать стабильность финансовой системы, обеспечить доступ должников к финансированию, чтобы они смогли возобновить хозяйственную деятельность. Но главное, законом прописаны механизмы добровольного внесудебного урегулирования проблемных долгов предприятий перед банками.

Еще одна важная новация закона: Нацбанку предоставляется право применять санкции к банкам, если они нарушат закон по отношению к должникам. 13 октября правление НБУ приняло постановление №392, которым утвердило положение о применении этих санкций. В этом постановлении не только перечислены меры по обеспечению выполнения закона, но и учтены требования программы сотрудничества Украины с Международным валютным фондом в рамках комплексной программы развития финансового сектора Украины.

Согласно закону, комитет НБУ по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем в течение 30 дней после получения полного пакета документов, подтверждающих нарушение банком закона, сможет принять решение о применении санкций.

При этом часть №7 второго раздела положения НБУ предусматривает возможность для подразделения Нацбанка обратиться к должнику или специальному органу с требованием предоставить дополнительные документы и информацию, которые могут подтвердить факт нарушения банком закона о реструктуризации.

На мой взгляд, это право только усложнит и затянет процесс принятия решения. Ведь подразделение Нацбанка должно обратиться в банк, который подозревается в нарушении положений закона, с просьбой о предоставлении документов или информации, которая может снять с него подозрения. А это может занять достаточно много времени. С другой стороны, если банк вовремя не предоставит пояснений или копий подтверждающих документов, это не спасет его от санкций регулятора.

Что может грозить банку, если он нарушит закон о реструктуризации? Согласно статье 30 закона, в случае, если банк не предоставил финансирование должнику при наличии утвержденного плана реструктуризации, его оштрафуют в размере 5% от суммы непредоставленного финансирования. Мне кажется, это очень незначительные санкции за тот вред, который банк приносит компании-должнику отказом от финансирования. Ведь это то, что может спасти компанию, возобновить ее хозяйственную деятельность. Возможно, эту норму стоит пересмотреть в сторону значительного увеличения штрафа.

За другие правонарушения со стороны финансового учреждения предусмотрено более серьезное наказание. Если у должника было принудительно изъято имущество, а также если банк попытается завладеть имуществом во время действия моратория — он заплатит штраф в размере стоимости имущества, а само имущество придется вернуть владельцу. В том случае, если банк нарушил зачет встречных однородных требований, ему придется выплатить 125% суммы требования, относительно которого был осуществлен зачет.

За нарушение требований договоров об отсрочке по взысканию задолженности или обращению требований на предмет залога (ипотеки) в течение срока действия договора об отсрочке — штраф в размере взысканной задолженности или стоимости предмета залога (ипотеки). При этом кредитор должен вернуть сумму такой задолженности или предмет залога (ипотеки) должнику. Наконец, банку придется выплатить штраф в размере 1000 минимальных зарплат в случае невыполнения арбитражных решений сторонами, относительно которых были приняты данные решения. Оплатить штраф банк должен в установленный срок в течение пяти дней, предоставив квитанцию об оплате.

При этом положение НБУ предусматривает возможность защиты интересов сторон в судебном порядке. Например, банк может обжаловать наложение санкций в суде, а НБУ имеет возможность взыскания соответствующей суммы штрафа с банка. Но даже если банк обжалует решение регулятора в судебном порядке, это не избавляет его от санкций. Это сделано для того, чтобы дать финучреждению право защитить свои интересы, и при этом лишить его возможности чрезмерно затягивать процесс.

В связи с вышесказанным есть большая вероятность, что механизм наложения санкций и судебного воздействия на процесс выполнения решений, прописанный в положении Национального банка, будет работать эффективно и без задержек. Конечно, пока еще рано говорить окончательно: нужно посмотреть, как эти нормы будут работать на практике. Но уже сейчас можно утверждать (хоть и со сдержанным оптимизмом), что положительных моментов в принятии закона и положении НБУ гораздо больше, чем недостатков.

*

Top