Москаленко: бюджет-2016 – предел компромисса между выживанием и пропастью

Украина снова получила бюджет проедания

Одной из ключевых проблем, которую надо решить для успешного развития украинской экономики и бизнеса, является разработка и внедрение стимулирующей налоговой модели и верстка производного госбюджета. Очевидно, что эту задачу правительство в 2015 г. ожидаемо провалило. Hubs уже представил экспресс-анализ принятого на 2016 г. Налогового кодекса.

 Публикуем дискуссионную точку зрения на эту проблему Ярослава Москаленко, главы депутатской группы «Воля народа». Также приглашаем экспертов – экономистов, политиков, чиновников – высказывать свою позицию по важным для экономики вопросам на деловой медиа-платформе Hubs.

 Ярослав Москаленко, глава депутатской группы «Воля народа»:

24 декабря 2015 г. Украина в очередной раз оказалась перед выбором: между плохим бюджетом и экономической катастрофой. Как председатель депутатской группы «Воля народа» я объявил свободное голосование среди наших депутатов, и каждый из них принимал решение, какой выбор сделать. Если в прошлом году народные депутаты коалиции голосовали за фактически пустую кучу бумаг в руках премьер-министра Арсения Яценюка, то на этот раз большая часть депутатов проявила настоящую государственную позицию, вела жесткие переговоры с чиновниками, чтобы добиться от Кабмина существенной корректировки «драконовских» положений налоговой реформы и, соответственно,  бюджетных норм.

Можно ли говорить о сбалансированном государственном бюджете, который поддержало и большинство депутатской группы «Воля народа»? Конечно, нет! Мы получили, по сути, снова бюджет проедания. И в этом вина власти и правительства, которые провалили большинство реформ и сроки бюджетного процесса. Но давайте говорить правду: как может себе позволить страна, которую более 20 лет приучали к «кредитной» игле», в частности, и те деятели, которые вчера кричали о бедном украинском народе, за несколько дней развернуться и остаться без очередного транша МВФ?  А именно это бы ожидало Украину, если бы в день голосования парламент руководствовался популизмом, а не суровостью реалий и ответственностью перед народом. Вместе с тем, мгновенно бы получили  галопирующую инфляцию, стремительное падение гривны и неконтролируемую ситуацию в государстве уже в конце февраля.

 Без популизма и эмоций, которыми сейчас переполнены некоторые политические деятели, приведу несколько демонстративных фактов, когда депутатам удалось отстоять свою точку зрения в жестких «баталиях» с Кабмином:

— Существенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Уменьшается единый социальный взнос до 22 процентов (было 36-40 процентов) и отменяется уплата ЕСВ с зарплат работающих (3,6 процентов). Уменьшение выплат на фонд оплаты труда будет способствовать увеличению размеров заработных плат работников, поощрять предпринимателей к легальному их трудоустройству и вообще детенизации бизнеса.

— Единая ставка налога на доходы физлиц в размере 18% (сейчас 15 и 20%).

— Минфин согласился сохранить упрощенную систему налогообложения. Тем самым сохранен малый и средний бизнес.

— Создан прозрачный механизм возмещения НДС, который создает равные условия для всех налогоплательщиков. Правительственная идея формирования двух списков для возмещения НДС, которая легализовала бы коррупционные схемы по возмещению налога, не была принята ВР. Зато бизнес получил подробно прописанную процедуру автоматического возмещения НДС, которая должна заработать с февраля, и которая сведет на нет коррупцию в этой сфере.

Отдельно следует остановиться на вопросе налогообложения аграриев. Сказать, что между парламентариями, в частности, группы «Воля народа» и правительством, были очень жесткие переговоры по этому поводу, – ничего не сказать.

Первой редакцией налоговых изменений правительство практически уничтожало аграриев, ликвидируя для них спецрежим по НДС. В конечном итоге удалось достичь договоренностей по значительному улучшению спецрежима. Ранее предлагалось только по растениеводству 75% НДС отдавать государству, а 25% – оставлять предприятию на развитие. Всем остальным – садоводству, животноводству, тепличным хозяйствам вообще отменять. Сейчас добились, что для зерновых и технических культур будет действовать спецрежим 85/15, садоводство и другие смогут 50% использовать на свое развитие, а КРС и молоко – 20/80, то есть 80% НДС должно оставаться предприятию, и только 20% пойдет государству.

 Приведу примеры социальных статей, которые удалось отстоять и включить в госбюджет-2016:

— Сохранен средний заработок мобилизованного работника на предприятиях, в учреждениях, организациях, фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных производственных кооперативах и у физических лиц — предпринимателей;

— Сохранены действующие гарантии пенсионного обеспечения научных работников, которые были определены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» № 213-VIII от 02.03.2015 года и действуют на сегодня;

— Сохранена действующая норма относительно показателя средней заработной платы, которая учитывается при назначении пенсий, которую хотели уменьшить;

— Предусмотрена выплата полной пенсии работающим ветеранам военной службы, которые продолжают реализовывать государственную политику на должностях государственной службы;

— Обеспечено бесплатное питание детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в специальных и инклюзивных классах, в течение всего времени обучения;

— Предусмотрено финансирование за счет средств государственного бюджета получения образования в государственных высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации;

— Сохранено финансирование за счет образовательной субвенции учреждений начальной школы, количество учеников в которых составляет менее 25 человек, — это важно для сельских населенных пунктов;

— Отменена конечная дата (до 31 декабря 2016 года) преобразования школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детские дома для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

— Урегулированы положения о финансировании учреждений культуры (библиотеки, музеи, театры) и определения стоимости предоставления платных услуг этими учреждениями.

Приведенный перечень – не исчерпывающий, но демонстрирует, что работы сделано немало и еще больше нас ждет в 2016 году. Разумеется, то, что мы получили от правительства – не системная налоговая реформа, а откорректированные налоговые нормы. Поэтому следует подчеркнуть, что все только начинается. 2016 год станет годом существенных налоговых изменений для Украины. Этого от правительства требуют западные партнеры, МВФ, украинский парламент и украинский народ. Принятый бюджет на 2016 год – нелепый, но уже не такой драконовский, который был в первом своем варианте. Соответственно уже в январе-феврале большинство фракций парламента настроено отстаивать внесение изменений в бюджет. И позиция группы «Воля народа» – настаивать именно на социальных нормах.

МВФ спрогнозировал, что при нынешних темпах развития Украины через 5 лет мы будем жить хуже большинства стран Африки. Если мы не хотим такого сценария, то реформы, в том числе и налоговая, должны быть гораздо мощнее даже требований МВФ или западных партнеров. И это должны понять каждый депутат, каждый министр и первые лица государства. Популизм оставьте, господа, в 2015 году уходящем. Иначе – свалка истории.

 

*

Top