В фокусе иноСМИ: олигархические группы, ситуативная политика, вечная коррупция

Еще неделю назад Hubs отмечал, что от обзора к обзору одна тема материалов в иноСМИ остается неизменной: коррупция. К этому можно добавить политический кризис и пробуксовку украинских реформ. Именно такими тремя фразами большинство мировых медиа описали действо в Верховной Раде, которое украинцам показали вместо перезагрузки правительства. Hubs собрал наиболее интересные мысли на этот счет, высказанные в иноСМИ.

Украина, которая не работает

Позавчера в американском издании Foreign Policy вышел материал о неудавшейся отставке правительства. Автор Максим Эристави выбрал заголовок, передразнивающий старые лозунги лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко: «Теперь мы знаем, кто действительно работает в Украине».

«Арсений Яценюк встал с кресла. Было видно, что он серьезно нервничал. Шли последние минуты перед тем, как депутаты должны были проголосовать за вотум недоверия», — автор описывает настроение премьер-министра в духе «Семнадцати мгновений весны». Тем не менее, статья не о премьер-министре, и даже не об украинском правительстве. Речь идет об украинских олигархических группах, которые сегодня могут праздновать наибольшую победу со времен 2013 года. «В Украине нет никаких партийных линий, настоящих политических дебатов, каких-то идеологических столкновений: только хладнокровные корыстные интересы и краткосрочные альянсы между различными олигархичными группами», — пишет Максим Эристави.

Автор материала в Foreign Policy пытается «перестать смотреть на Украину сквозь призму развитого мира». В результате  «эксперимента» Эристави увидел лишь пробуксовку олигархами всех усилий по борьбе с украинской коррупцией. Дальше краски еще больше сгущаются: «Для клептократов самое главное – сохранение статус-кво в Украине, которую уже и поделили, и разделили. Как обычно, интересы украинского народа вряд ли кого-то интересуют», — пишет автор.

Если в классических материалах об украинской коррупции, о которых Hubs неоднократно писал прежде, обычно все плохо, но есть какое-то «если», то Максим Эристави однозначен: «все плохо». «Коррупция процветает вокруг каждой партии, президента Петра Порошенко, премьер-министра Арсения Яценюка, Оппозиционного блока и других. Более того, различные коррупционные силы успешно сотрудничают друг с другом, даже если официально они оппоненты», — отмечает журналист  Foreign Policy. Немного погодя автор прошелся еще и по экс-нардепу Николаю Мартыненко и нардепу Игорю Кононенко.

Одно «если» в материале все-таки есть, правда в самом конце и совсем не обнадеживающее: «Если такая шарада не остановится, то система никогда не поменяется – надежды еще одной украинской революции будут преданы».

Об украинском хаосе

Настроение материала Foreign Policy передалось бизнес-изданию Bloomberg Businessweek. Заголовок «Украинский хаос делает Путина сильнее» уже говорит не только о том, что в Украине все плохо, но и о том, что у соседа за наш счет все может быть немного лучше. «Через два года после того, как украинцы проливали свою кровь на улицах Киева, к власти пришли прокремлевские клептократы. Страна с 40-миллионным населением стоит на пороге потери государственности», — вторят изданию Foreign Policy авторы статьи.

Уже в 2016 году было немало шуток по поводу дна, которого Украина до сих пор не чувствует под ногами. Авторы материала на Bloomberg только констатировали, что полет в пропасть продолжается: «Долгий спуск украинского правительства в хаос достиг нового уровня на этой неделе, когда на фоне торможения реформ и какофонической коррупции, Порошенко попытался снять премьер-министра с должности».

Впоследствии, как и отмечают авторы, партия Юлии Тимошенко дезертировала из коалиции. Если бы материал был опубликован несколькими часами позднее, то рядом с БЮТ упомянули бы еще и партию «Самопомич». Дальше авторы плавно переходят и к влиянию нашего хаоса на Россию: «Борьба во власти ставит под угрозу предоставление Украине помощи в виде $17,5 млрд и препятствует восстановлению экономики после продолжительного спада […] События в Киеве отдадут Путину преимущества в процессе переговоров в Минске».

Bloomberg заканчивает материал мыслью украинского политолога Владимира Фесенко, который уверен, что уровень недовольства украинцев еще не достиг критической массы для новой революции, и они обеспокоены только своим выживанием.

Кто виноват и что делать

Американская ежедневная газета The Washington Post, пытаясь разобраться в глубине украинского политического кризиса, подключила сторонних экспертов. Им оказалась Оксана Шевель – политический аналитик из Университета Тафтса. В роли журналиста выступил профессор политологии Университета Нью-Йорка Джошуа Таккер.

Собственно, первый вопрос к политическому аналитику звучит ожидаемо: «Что вообще произошло вчера в Украине?» (интервью было на следующий день после событий в Верховной Раде, — прим. Hubs). Ответ для украинского читателя тоже не в новинку: перечисляются числа депутатов, не проголосовавших за отставку правительства, которые уже и так хорошо всем запомнились. Дальше журналист Джошуа Таккер продолжил оригинальную манеру ведения интервью, спросив «А почему так?». Оксана Шевель в ответе вспомнила о низких жизненных стандартах, коррупции в высших эшелонах власти и проблемной экономике.

«Что поставлено на карту», — самый интересный вопрос, озвученный журналистом The Washington Post. Ответ Оксаны Шевель во многом перекликается с версиями Foreign Policy и Bloomberg Businessweek. Тезисно оценка политического аналитика выглядит так: Украина рискует помощью МВФ, возвращением системы Януковича и его «семьи», невыполненными ожиданиями после Революции 2014 года.

Оценивая ситуацию на будущее, Оксана Шевель говорит, что досрочные парламентские выборы не в интересах ни правящей коалиции, ни оппозиции, ни президента. А вот будущее правительства, по ее мнению, под большим вопросом. Эксперт считает, что в нынешнем составе, Кабмин не «протянет» до июльской сессии Верховной Рады. Последнее предложение, тем временем, уже сбылось: «Если «Самопомич» и «Батькивщина» формально покинут коалицию, то политического кризиса и досрочных выборов не избежать». Спустя два дня «если» можно убрать и оставить просто: «значит не избежать».

*

Top