Пошли по округу

Меньше денег, больше черного PR и другие особенности нынешней предвыборной кампании в мажоритарных округах

Народный депутат Украины Виктор Чумак стал народным депутатом в 2012 году, выиграв выборы по мажоритарному округу №214. Избиратели округа, который находится в Днепровском районе столицы, предпочли неизвестного на тот момент «ударовца»  бывшему члену молодой команды Черновецкого, одиозному  секретарю горсовета Олесю Довгому. Эта история была очень показательной: большие денежные вливания не гарантируют прохождения в Раду, принцип «гречки», который практиковал бывший шеф Довгого во время двух мэрских кампаний, не сработал.

Чумак намерен повторить успех. Он снова баллотируется по тому же избирательному округу. Его шансы велики и на этот раз: за два года депутатства ударовец стал медийным лицом, является автором важного  законопроекта об Антикоррупционном бюро.

Несмотря на эти заслуги, нардеп планирует потратить на предвыборную кампанию несколько сотен тысяч гривен. На них Чумак  планирует напечатать газету, выпустить несколько роликов на радио и содержать предвыборный штаб из четырех человек. По  меркам украинских избирательных кампаний — это смешные деньги.

Денег меньше

В этом году  затраты других кандидатов-мажоритарщиков будут скромнее. Причина — предвыборная кампания продлится всего месяц вместо привычных трех. Опрошенные Hubs политтехнологи оценивают стоимость нынешней предвыборной гонки в сумму  в среднем от $300 000 до $1 млн на округ. «Это намного меньше, чем в 2012 году, — говорит партнер агентства политического консалтинга «Республика» Павел Кругляковский. — Тогда бюджеты стартовали от $1 млн, а  по некоторым округам доходили  до $7 млн».

Быстротечность нынешней  гонки приведет к валу «черного PR»,  убежден Кругляковский.  «Это самый простой способ понизить рейтинг конкурента за короткий срок, — объясняет политконсультант. — Строить детские площадки долго и дорого, а этот способ быстрее и дешевле». По оценке Кругляковского, в бюджетах кампаний расходы на черный PR  будут достигать 10%.

zozulya

Регистрация еще не закончилась, а некоторые кандидаты уже шокируют избирателей своими лозунгами, Одесская область

Именно  из-за опасений в  «чернухе» кандидаты по мажоритарным округам не спешат регистрироваться в ЦИК, рассказывает замдиректора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. «Сейчас на каждом округе всего по 2-3 кандидата, — рассказывает он, — все будут регистрироваться в последний день, чтобы не раскрывать карты».

Пиара больше

Лавочки, детские площадки   на выборах  2012-го года были популярным инструментом завоевания голосов.  В нынешнюю предвыборную кампанию его  вряд ли будут использовать не только из-за дороговизны, но еще и потому, что на первом месте у избирателей — совсем не бытовые вопросы. «Фокус-группы показывают: главная тема, волнующая людей  —  безопасность», — рассказывает управляющий партнер компании SIC Group  Катерина Одарченко. Поэтому многие участники гонки будут  пытаться создать образ защитника, говорит политтехнолог.  Не мало кандидатов еще с лета помогают  добровольческим батальонам  с амуницией или финансируют лечение раненых бойцов. Для потенциальных избирателей помощь военным в зоне АТО также серьезный аргумент голосовать за кандидата.

Используется и старый проверенный способ подкупа избирателей  — продуктовые наборы. Так, избиратели одного из округов в Одесской области на прошлой неделе получили «гречку» от главы Интернет-партии Украины Дмитрия Голубова. На этих выборах он баллотируется в парламент от блока Петра Порошенко. И это также может сыграть немаловажную роль, поскольку  в  нынешнюю предвыборную кампанию важна и принадлежность к политической партии. Это тоже следствие короткой протяженности гонки. «Один из быстрых способов  «накачать» рейтинг», — объясняет Кругляковский. По его словам, сейчас нет времени объяснить избирателям, что это за «Вася Пупкин». «Зато все знают, что такое блок Порошенко», — говорит он.

golubov

Одесситы оценили продуктовый набор от Голубова в 90 гривен Фото Алексей Братущак

Одарченко утверждает, что  если мажоритарщик — член политсилы Петра Порошенко, это автоматически добавляет ему 10% голосов. Принадлежность к Радикальной партии Олега Ляшко — 5%. «Сотрудничество с «Батькивщиной» дополнительных баллов не приносит, тут авторитет мажоритарщика подтягивает бренд, а не наоборот», — говорит политтехнолог. Но в такой ситуации для кандидата таится опасность. «Если, к примеру, рейтинг президента пойдет вниз, это может утопить и кандидата-мажоритарщика», — говорит Кругляковский.

Вообще же электорат в Украине сейчас непредсказуем. По словам Голубовского, настроения меняются очень быстро, люди очень зависят от новостей. «До 24 августа была социология одна, а после объявления перемирия  и  принятия законов об особом статусе Донбасса — совсем другая», — говорит Голубовский.

*

Top