Лев Парцхаладзе: Всю промышленную территорию мы хотели бы вынести за пределы Большой кольцевой

Первый замглавы Киевской ОГА рассказал Hubs о новых проектах в области и особенностях децентрализации на Киевщине

Hubs продолжает серию публикаций и интервью, посвященных тематике развития и проблемам регионов страны. На этот раз речь пойдет о Киевщине, которая имеет ряд общих с другими областями вызовов – уровень соцобеспечения, рабочие места, борьба с коррупцией, земельные и иные конфликты, приток инвестиций, решение инфраструктурных проблем населения, внедрение системных реформ и т. д.

За интервью мы обратились к первому заместителю председателя Киевской областной государственной администрации Льву Парцхаладзе, который, как чиновник и политик (от БПП), ведет активную публичную деятельность. Согласно декларации чиновника за 2015 г., доход Льва Парцхаладзе составил 1,4 млн грн, вклады в банках – 1,45 млн грн, он владеет ценными бумагами и долей в уставном фонде юрлиц (без расшифровки). Напомним, что владение чиновником корпоративными правами в юрлицах не запрещено законодательством.

Впрочем, история его как бизнесмена давно известна. Поэтому нас интересовало его мнение как чиновника на высоком посту относительно вариантов и проблем развития одной из крупнейших админединиц Украины: новых проектах, инвестклимате, специфике децентрализации и запуске областного сервисного центра админуслуг.

— Лев Ревазович, недавно был представлен перспективный план Киевской области, в соответствии с которым было принято решение реанимировать проект строительства Большой кольцевой дороги. Согласно ему, основная задача Киевской облгосадминистрации в этом проекте – стать заказчиком строительства, привлечь инвестиции, решить вопрос землеотвода. Есть ли четкий план действий для решения этих вопросов?

Проект Большой кольцевой дороги вокруг Киева, который мы представили на Совете регионов Киевской области, был реанимирован буквально два месяца назад. Я считаю, что это один из стратегических проектов в Киевской области, который как бы замкнет область, сделает более доступной взаимосвязь левого и правого берегов, создаст правильные транспортные потоки. Это будет основой стратегического планирования области. К примеру, всю промышленную территорию мы хотели бы вынести за пределы Большой кольцевой, чтобы в пределах 30-ти километровой зоны не было промышленных предприятий, за исключением высокотехнологичных производств. А такие сложные объекты как бетонные заводы, асфальтные, другие всевозможные производства мы бы размещали за проектируемой Окружной.

В советское время весь Киев был промышленным, много заводов и фабрик находится прямо в черте города, в центре, создавая дискомфорт для жизни. Сейчас нужно смотреть на 20, даже 50 лет вперед и прогнозировать развитие. В ближайшие 20 лет территории в пределах Большой кольцевой дороги застроятся жилыми домами и крайне некомфортно, если жилье будет соседствовать с промышленностью. Поэтому Большая окружная – это один из ключевых проектов, которые мы сегодня развиваем.

— Когда реально могут начаться строительные работы?

В марте мы подписали меморандум между «Укравтодором» и ОГА. Второй этап – создать рабочую группу, куда войдут «Укравтодор», Министерство инфраструктуры, облгосадминистрация, проектные институты и другие важные в этом проекте ведомства. Далее – проводятся консультации с Мировым банком и международными финансовыми группами.

На следующем этапе мы должны найти необходимое финансирование проектной стоимости, чтобы завершить разработку проекта. Кроме того, нужно провести работу по отводу земельных площадок, возможно, произвести выкуп зарезервированных земель, оформить их на заказчика. После этого создавать финансовые модели, привлекать инвесторов и начинать непосредственно строительство.

По очень оптимистичному сценарию, разработку проекта можно завершить за год, на привлечение инвестиций – еще около полугода и на само строительство – минимум два года. Это я говорю очень оптимистично, все остальное – в зависимости от того, как пойдут процессы. На строительство дороги, скорее всего, необходимо будет либо брать кредит у международных организаций, либо привлекать какие-то инвестиционные группы, которые на этом специализируются. Я больше верю во второй вариант.

— Составлена ли на сегодня смета проекта?

— На первом этапе мы хотим сделать соединительный участок дороги «Киев-Чоп» – «Киев-Одесса» – из Одессы и порта перевозчики будут везти грузы на Европу. Он – 35 км, стоимостью 12 млрд грн по ценам 2009 г. А также участок «Киев-Ковель» – «Киев-Чоп»: 18 км, его стоимость около 6 млрд грн по ценам 2009 г. Сложно прокомментировать, сколько это будет стоить сейчас, потому что разработка проекта еще не завершена. Мы хотим начать с этих наиболее экономически выгодных этапов.

— Еще одним из важных частей плана является энергетика. Как сегодня на Киевщине удается решить проблему диверсификации энергоресурсов, модернизации и реализации проектов энергоэффективности? Какие решения предлагаются в реформировании энергетического сектора согласно плану развития, презентованного областью?

Веерные отключения электричества, которые проходят сегодня с целью экономии энергии, нарушают полноценную работу действующих производств в регионе. Чтобы наладить этот вопрос, Киевская область присоединилась к разработанной программе по строительству и подключению новых высоковольтных подстанций «Киевская» и «Западная» к Хмельницкой и Ровенской АЭС. Их избыточная энергия может предоставить дефицитным центральным и восточным регионам Украины дополнительную мощность в 2800 МВт. Это сможет обеспечить бесперебойной работой не только Киев и Киевскую область, но и другие области Украины.

Более того, обеспечение региона дополнительными поставками электроэнергии даст возможность развивать здесь промышленность на совершенно другом уровне. Сейчас, к сожалению, пока еще есть ограничения с поставками электроэнергии, и есть множество территорий, которые нужно развивать, но где нет электроэнергии.

Соответственно, мы не можем там строить заводы, фабрики. Сейчас активно сотрудничаем с «Укрэнерго» в координации действий по выделению энергетикам необходимых земельных участков для реализации проектов строительства высоковольтных линий электропередач.

Еще один проект, который мы хотим серьезно развивать, это повышение энергоэффективности региона. Мы сегодня очень серьезно зависим от газа и в сложных социально-экономических условиях остро чувствуем рост цен на газ. Тем более, что в советское время очень небрежно строили, отсутствовала термоизоляция, поэтому потери тепла доходят до 40%. Сейчас мы разработали энергетический паспорт региона и хотим развиваться в двух направлениях.

Первое – полностью уходить от газа и переходить на твердотопливные источники, второе – мы разрабатываем программу по термомодернизации зданий – утепление стен, крыш, замена окон. За счет этого за 2-3 года можно существенно сэкономить на тепле.

Вложенные в такое энергосбережение средства быстро окупаются, а результат остается надолго. Думаю, что в ближайшее время появится много соответствующих инвестиционных проектов, микропроектов. Тем более, есть ряд банков, которые с удовольствием готовы кредитовать и инвестировать в такие проекты.

— Насколько финансово могут себе позволить коммунальные предприятия, ЖЭКи и объекты ТКЭ (например, котельные) модернизацию и воплощение проектов энергоэффективности? Ведь, в частности, даже если государство компенсирует 70% по «теплым кредитам», все равно 30% заемщик должен погашать сам.

Смотрите, вам дают заем для того, чтобы поставить новую установку, и по прогнозам, через 2-3 года это полностью окупится. Такой подход инвестиционно привлекательный. Безусловно, вы чуть больше тратите сейчас, но зато через 2-3 года это становится вам в разы дешевле.

Но, скажу честно, есть проблема из-за определенной привычки и культуры нашего потребления, все привыкли к газовым котлам. Поэтому, первое, что нужно делать, – проводить разъяснительную работу. Это такая же ситуация, как с бензином, на котором у нас все привыкли ездить в то время, как вся Европа уже перешла на более дешевый и экологичный дизель.

Нужно стимулировать к энергосбережению и объяснять выгоды. В той же Германии, где живет около 80 млн человек, есть мощные производства, к примеру, машиностроение, – Opel, Volkswagen, Mercedes, BMW, Porsche, – потребление газа в 2 раза меньше, чем в Украине.

— Сегодня в Киевской области обострился вопрос с отходами и мусоросбором. Этот хаос когда-нибудь прекратится?

— С мусором у нас действительно катастрофическая ситуация по всей Киевской области. Потому что весь мусор из Киева вывозится в область. В Киеве практически нет полигонов. Потому нам очень нужно организовать работу по переработке мусора, утилизации и соответственно в целом повысить культуру обращения с отходами.

Ведь мы, к сожалению, как развивающаяся страна, к вопросу мусора относимся крайне небрежно. В Европе и других странах давно есть раздельный сбор бытовых отходов для их более быстрой и качественной переработки и утилизации. Там этому детей с детства учат. Сейчас мы уже разработали схему санитарного очищения населенных пунктов, хотим создать новые полигоны, но по новым принципам: захоронять отходы, перерабатывать и утилизировать.

Соответственно, у нас появятся инвестиционные проекты, под которые уже будем привлекать международных и отечественных инвесторов, которые могли бы эффективно реализовывать такие проекты. В этом вопросе нам крайне важно взаимодействовать с Киевской горадминистрацией.

Парцхаладзе Лев-первый зам Киевская областная госадминистрация_18

Лев Парцхаладзе: «Обеспечение региона дополнительными поставками электроэнергии даст возможность развивать промышленность на другом уровне»

— Какие еще направления областная власть определила как приоритетные для реформирования?

В связи с тем, что в Киевской области очень активно идет строительство, – в прошлом году сдали в эксплуатацию почти 1,9 млн кв. м жилья. В этом году темп сохраняется. Но у нас есть большие проблемы с инженерными сетями, особенно с водоснабжением, водоотводом и очистными сооружениями.

Поэтому мы создали государственное предприятие «Инновационно-инженерные технологии», которое составит полный план развития области – где, когда и какие территории будут застраиваться, будет выступать разработчиком проектов водоснабжения и водоотведения, сливных стоков и очистных сооружений. Фактически это предприятие было создано две недели назад и сейчас активно работает.

Также по нашей инициативе создан ряд государственных предприятий по другим направлениям, так как считаем, что некоторые программы должны выполняться государством и находиться под его контролем.

Конечно, есть масса инвестиционных проектов, которые мы хотим развивать в Киевской области. Мы хотим разбить их на три категории: малый бизнес, средний и крупный. Соответственно, требуется создать каталог инвестиционных проектов и провести правильный маркетинг: приобщать посольства разных стран, ездить на всевозможные выставки и привлекать стратегических и институциональных инвесторов в помощь нашему бизнесу.

Самое лучшее развитие, когда бизнес сам будет развивать эти проекты, но ему нужно помогать и стимулировать. Тогда это будет наш самый эффективный вклад и действия власти по развитию области. Проекты могут быть абсолютно разные: развитие индустриальных парков, зоопарки, горнолыжные комплексы и прочее.

Есть масштабный проект в Узине, где мы хотим построить Центральный европейский мультихаб – продолжение воздушного Шелкового пути.

Одна из важных тактических целей – перевести промышленные территории из Киева в область, я об этом уже упоминал. У нас в столице – более 5 тыс. га под промышленными территориями. Если мы только 1 тыс. га переведем в область и создадим производство, то появится до 100 тыс. рабочих мест, что может стимулировать и рост зарплат в Киевской области.

— Вы сказали о ряде созданных в области государственных предприятий. Что это за компании?

Госпредприятие «Розвиток інфраструктури Київщини» было создано под разработку проекта Большой кольцевой дороги вокруг Киева. Мы хотим взять этот проект под себя и вместе с «Укравтодором» двигаться в общем направлении.

По децентрализации: в ближайший год планируется, что «Укравтодор» передаст под управление Киевоблгосадминистрации все областные дороги. Это была полностью наша инициатива. Качество дорог в регионе сегодня желает оставлять лучшего и ответственными за их улучшение должны быть не только профильные ведомства, но и местная власть.

Для этого в марте мы подписали меморандум с «Укравтодором», а в КОГА было создано госпредприятие «Служба автомобільних доріг Київщини». Также создано ГП «Киевоблбудинвест» – аналог «Киевгорстроя». В Киевской области до этого времени не было компании, которая бы могла на уровне региона координировать и контролировать работу в этом вопросе, как сейчас это в Киеве.

Хотим, чтобы в области было предприятие, которое само бы строило и жилье, и социальные объекты. Ведь количество жителей в регионе очень быстро возрастает и нехватка детских садов, школ, больниц действительно чувствуется.

Чтобы контролировать рынок рекламы, в КОГА работает ГП «Киевоблреклама». В области эти процессы проходят полностью хаотично. От аналогичного предприятия Киев, к примеру, получает около 130 млн грн дохода. Мы можем не только урегулировать этот вопрос, но и получать от него прибыль на реализацию других проектов.

— В конце мая в ГФС сообщили, что Киевская областная таможня вошла в пятерку бюджетообразующих таможен страны (которые обеспечивают почти 70% таможенных поступлений в бюджет). С чем это связано: киевский регион преуспевает в улучшении бизнес-климата, частично помогла инфляция (в частности, из-за роста поступлений от импорта и НДС) или это заслуга таможенников и фискалов, которые стали усерднее работать?

— По таможенным сборам Киевская область на 30% увеличила показатели, что составило фактически 12,4 млрд грн, а план был 9,5 млрд грн (январь-май 2016 года. — Ред.). Конечно, здесь играет важную роль столица и пристоличная территория. Всегда было, есть и будет, что большая часть бизнеса концентрируется в столице, соответственно, и брокерские услуги тоже – здесь.

— Как сегодня удается привлечь в столичный регион инвестиции (отечественные и иностранные), в какие проекты? Насколько Киевщина является сегодня инвестиционно привлекательным регионом и каким образом на поступление инвестиций в область влияет экономическая ситуация в стране и конфликт на Донбассе?

— Киевская область среди всех областей заняла четвертое место по притоку инвестиций и привлекла $1,6 млрд за прошлый год. В первую очередь, у области есть географическое преимущество. Это самое основное, и близость к столице играет очень важную роль.

Сегодня очень хорошо развивается сельское хозяйство, сфера обслуживания. Мы недавно проводили совет регионов в Киевской области на заводе компании «АМТТ» (строительно-производственная группа компаний полного цикла. — Ред.), где как раз было открытие цеха алюминиевых конструкций с инвестициями в 200 млн грн, это – украинские инвестиции. Предприятие обслуживает в первую очередь Киев и область, то есть эти окна, профиля будут устанавливаться в новых домах, зданиях в нашем регионе.

Благодаря близкому расположению к Киеву в области хорошо развита сфера услуг, она дает около 40% дохода в бюджет. Естественно, мы бы хотели, чтобы инвестиции, доходы росли. Но со своей стороны мы, как областная администрация, не имеем прямого влияния (на приток инвестиций – Ред.). Наша задача — показывать потенциал, показывать инвестиционные проекты и создавать благоприятный климат. К примеру, если мы реализуем проект Большой окружной дороги, то благодаря развитию всей инфраструктуры областной бюджет может значительно вырасти.

— Можно ли считать провалом децентрализацию в Киевской области, ведь за год в столичном регионе было создано всего 2 территориальных общины (это около 1% от общего их количества по всей стране). А, например, в Тернопольской таких общин – 26, в Хмельницкой – 22. Почему жители Киевщины фактически проигнорировали призыв центральной власти по созданию таких объединений? Граждане еще не готовы к реализации этой реформы или их и так все устраивает?

— В этом контексте есть две большие проблемы, которые сегодня приостанавливают развитие. Первая – личностный фактор. Местные председатели сел, которым крайне невыгодно объединяться и терять свой статус и контроль над своими территориями, – они, как «князьки», держатся за свое место.

Вторая проблема – это закон, который говорит, что созданные территориальные общины могут формировать бюджет только в конце 2016 г. То есть сегодня они не знают, как сформировать свой бюджет. Это их тоже сильно пугает.

С точки зрения закона все логично, ведь бюджет в середине года не может формироваться. Но, возможно, надо сделать какой-то переходной период для тех общин, которые создаются в начале или середине года, чтобы для них существовал какой-то особый статус.

Это две основные общие причины. Что касается Киевской области, у нас очень много самодостаточных населенных пунктов, что и создает такую большую проблему с созданием общин. К примеру, в Киево-Святошинском районе едва ли ни каждое село хочет иметь полномочия и статус: у них есть земля, идет застройка, хорошие доходы, и они не хотят ни с кем объединяться. А в законе четко написано, что объединение общин идет только на добровольных основах, и, если какой-то населенный пункт не хочет объединяться, то ты его не заставишь.

С точки зрения цивилизованного развития территорий и общества очень правильно уходить от каких-то советских принципов и полностью передавать (полномочия. – Ред.) на места, создавая общины. В Киевской области заметно отличие между управлением в городах областного значения, где мэры избираются, и в районах, где назначаются главы местных администраций. Показательно, что 95% действующих мэров, которые пошли на местные выборы, были переизбраны. Потому что они не живут одним днем и стараются проводить реальные улучшения, вкладывают себя, чтобы потом, возможно, переизбраться на следующие 5 лет.

Однозначно, у глав местных администраций совершенно другая философия – что через какой-то год-два они будут уволены, потому они не хотят нести ответственность перед людьми, это другое общение. Поэтому для развития территорий необходимо создавать общины, вводить выборные должности.

Более того, в территориальных общинах по другому принципу распределяются поступления в местный бюджет, который благодаря перераспределению налоговых поступлений и сборов может увеличиться на 40-50%.

Естественно, не все территории достаточно развитые, ведь есть в Киевской области и депрессивные районы, и их очень сложно объединить. Но здесь все будет зависеть от того, кто выиграет выборы в таких территориальных общинах. От этих людей, от их стратегического планирования будет очень многое зависеть. Ведь община формируется либо благодаря очень удобному расположению тех или иных населенных пунктов, либо формируется от личности, вокруг которой и происходит объединение.

В ближайшее время у нас должно образоваться 29 территориальных общин, за создание которых мы проголосовали. Хочу напомнить, что в Польше реформа децентрализации проходила в течение 10 лет, а, к примеру, в Грузии она была проведена за 2 года. Но все же размер Грузии, где проживает около 4,5 млн населения, несравним с Украиной. Поэтому, думаю, у нас не должно это произойти сразу за 1-2 года.

Парцхаладзе Лев-первый зам Киевская областная госадминистрация_10

Лев Парцхаладзе: «Одна из важных тактических целей – перевести промышленные территории из Киева в область»

— По сообщениям наших читателей, у реформы децентрализации есть и обратные стороны. Например, ситуация из жизни: чтобы получить декларацию на объект строительства человеку вместо ГАСКа и органов местного самоуправления теперь надо подавать документы в Центры предоставления административных услуг (ЦНАПы). Сейчас для этого из области приходится ехать в Киев, где документы принимают два фронт-офиса – на Позняках и на Печерске. Нередко по формальным причинам декларации не удается получать с первого раза. Тем временем много фирм предлагают эти услуги за $300-400. То есть коррупционные схемы стали более изощренными. Как можно решить эти проблемы?

— Отдельные ГАСКи у нас пока появились только в Ирпене, Украинке и Обухове. Да, работает центральный ГАСК, но районных нет, хотя сейчас они могут открываться в любых городах. Буквально недавно я узнал, что даже не все города в Киевской области обращались по поводу создания своего ГАСКа и не подали еще заявки. Если говорить о бытовой коррупции, то она проявляется в сфере получения разрешений в строительной сфере, в регистрации имущества, бизнеса или регистрации земли, в миграционной службе.

В Киевской области только в четырех этих сферах количество регистраций – более 1 млн в год. Что хуже всего – это очень забюрократизированный процесс, все проходит только в бумажном виде, длительные сроки. А местным чиновникам выгодно усложнять все процессы и давать отказы для того, чтобы людям приходилось бежать в частные компании, где они под видом консультаций могли бы получить необходимые регистрации, чтобы таким образом узаканивались взятки.

При этом прямо возле входа в учреждение стоят такие «частники», либо рядом висят таблички с их рекламой, визитки раздают чуть ли не сами чиновники в своих кабинетах. Для примера, мы проверили анкеты руководителей территориальных управлений Госгеокадастра и обнаружили, что около 70% из них имеют родственные связи с владельцами таких посреднических компаний – частных фирм-«прилипал», через которые реально и проходят все процедуры.

Тогда мы добились увольнения всех таких чиновников, но, к сожалению, одними увольнениями здесь не обойдешься – на деле ситуация не изменилась. То есть нужно кардинально менять всю систему. Для этого мы анализировали опыт многих стран – Беларуси, Прибалтики, Польши и выбрали, как нам кажется, наилучший вариант – Дома юстиции в Грузии, которая на данный момент является мировым лидером в организации государственных услуг.

Мы создали рабочую группу, пригласив в команду основателя грузинских «домов юстиции» Георги Вашадзе, разработали концепцию, которая состоит из четырех основных принципов: новое пространство, новые кадры, новая законодательная база и новые технологии. Это наш пилотный проект, который называется документ-сервис «ГОТОВО!»

Относительно пространства, мы решили с нуля построить совершено новое прозрачное здание, где нет кабинетов, все открыто, есть разделение на зоны – прием, зона ожидания, детская, кафетерий, куда человек приходит и чувствует к себе теплое отношение, что ему действительно хотят помочь, а не поставить дрожать в очередь к начальнику. Само здание уже построено возле метро «Печерская» и такую атмосферу мы уже создаем. Планируем открыть его в следующем месяце.

— Кто будет работать в новом центре админслуг, удастся ли ограничить трудоустройство представителей старой системы?

Что касается новых кадров, то мы с компанией Hudson и «ОС Юкрейн» провели конкурс, набрав новых людей. Всего поступило около 3,5 тыс. заявок на 65 рабочих мест. Конкурс был фактически 50 человек на одно рабочее место. Претенденты прошли несколько этапов отбора и в 20 числах июня они уже выйдут на работу, чтобы пройти обучение на своих рабочих местах и приступить к обязанностям. Зарплата персонала будет стартовать с 5 тыс. грн.

Сотрудники будут работать во фронт-офисе, где у посетителей принимают и выдают документы, и бэк-офисе, где обрабатываются все документы, все проходит в электронной форме.

Будет онлайн-регистрация, электронная очередь, онлайн-трекинг документов, чтобы можно было из дома или из любой точки мира посмотреть, как проходят ваши документы, на какой стадии рассмотрения. Вся информация будет обрабатываться и храниться в отдельном дата-центре, будет создан авторизированный архив.

Если клиент один раз принес в «ГОТОВО!» свои документы, то для получения каких-либо разрешений в дальнейшем ему не нужно их приносить вновь. Даже больше, в таком случае ему даже не нужно приходить к нам снова, а можно будет просто заказать услугу через интернет.

Также будет работать современный call-центр, который мы создаем совместно с компанией «Киевстар», чтобы люди не приходили в Центр за консультацией, а могли получить ее по телефону, либо онлайн. Параллельно с этим мы проводим ряд необходимых законодательных изменений.

Первое, что удалось сделать, — и за это очень благодарны министру юстиции Павлу Петренко, – ликвидирована монополия Минюста в сфере регистрации. Теперь регистрацией будут заниматься ЦНАПы, нотариусы, и в закон введено понятие «аккредитованный субъект». Документ-сервис «ГОТОВО!» – это первый в Украине аккредитованный субъект, который имеет соответствующий статус на Киев и Киевскую область.

Также на законодательном уровне введено понятие экстерриториальности: возможность получения услуги без привязки к месту проживания. Кроме того, будет действовать еще один важный принцип, закрепленный законодательно, – заполнение документов клиента тем, кто их принимает. Это означает гарантию получения положительного результата. Также законодательно ввели понятие официальной платы за срочность, при этом 60% средств, полученных за срочное оформление документов, будет оставаться у предприятия, благодаря чему оно будет независимо от государственного финансирования. Это и есть тот цивилизованный подход, который должен развиваться. Работа над законодательством в других сферах, по аналогии с регистрационной, продолжается.

— Какая стоимость проекта и из каких источников он профинансирован?

— Общий бюджет документ-сервиса «ГОТОВО!» – более 30 млн грн. Из областного бюджета на него выделили 22 млн грн, а разницу этих цифр нам помогают покрыть бизнес и различные фонды. Еженедельно я общаюсь с частными компаниями и общественными организациями, которые нам помогают. Мы очень благодарны, что социально ответственный бизнес нам так помогает.

— Сколько времени граждане будут тратить на регистрацию?

— Регистрацию объектов и права на имущество, регистрацию бизнеса мы сможем оформлять за 2 часа. Кроме того, загранпаспорт в «ГОТОВО!» можно будет оформить всего за 3 дня.

Фото: Константин Макульский

Один комментарий;

*

Top