Коалиция в муках: фракции меряются ультиматумами

Порошенко и Яценюк могут поступиться принципами, но не портфелями

Впечатление от коалиционных переговоров: в представлении участников процесса торги происходят в какой-то другой стране, иной реальности, и запас времени у торгующихся неограничен. О том, что уже 29 марта Украина получит нового премьера, говорили политики высшей лиги: как выяснилось, их слова мало чего стоили.

…Петру Порошенко было очень важно прилететь в США с новым премьером и списком Кабмина в кармане. Для Порошенко это была бы последняя возможность встретиться с Бараком Обамой – хотя бы даже на полях ядерного саммита. По последним данным, даже такой, «снисходительный», формат общения президентов не предполагается. Впрочем, чудеса случаются.

Но ведь даже если Обама и Порошенко «случайно» пересекутся, главе украинского государства не удастся ответить на ключевой вопрос основного кредитора Украины: “Mr. Poroshenko, where is Your Gouverment? Who is Prime-Minister of Ukraine”…

Дать ответ на эти (и другие) вопросы Петру Порошенко помешала Юлия Тимошенко. И ведь что примечательно: у Петра Алексеевича со товарищи была возможность не увязывать судьбу коалиции и нового премьера с «Батькивщиной».

Краткое содержание сериала о создании коалиции известно: «Блок Петра Порошенко» (138 «штыков») ищет партнера с целью создать «протокоалицию», в которую войдут свыше 150 депутатов. После этого «Народный фронт» (81 мандат) даст согласие присоединиться к новообразованию и, скорее-всего-если-ничего-не-случится-и-Яценюку-ничего-в-голову-не-ударит, новое большинство выдвинет в премьер-министры Владимира Гройсмана.

Проблема поиска третьего целиком и полностью оказалась возложена на пропрезидентскую политическую силу. При этом «Народный фронт» выдвинул ряд ограничивающих условий (их, чему был свидетелем корреспондент Hubs, озвучил Антон Геращенко):

— участником коалиции не может быть «Оппоблок» (ритуальное заявление);

— внефракционные депутаты могут стать членами коалиции только после того, как войдут в состав одной из фракций коалиции;

— депутатские группы не могут быть участниками коалиции.

Но к настоящему моменту лишь нардеп Ирина Суслова (бывший представитель фракции «Самопомощи») и внефракционный Павел Кишкар изъявили желание пополнить ряды БПП.

У пропрезидентских сил был задел для маневра. «Самопомощь» хоть и объявила о том, что не собирается присоединяться к коалиции в любом формате, не забыла обнародовать свои требования к президенту и возможному большинству. По информации Hubs, принципиально невыполнимым является требование о смене состава Центризбиркома. И это при том, что Охендовский и компания занимают свои должности в нарушение законодательства – но для Порошенко лояльный ЦИК остается несдаваемым бастионом ввиду возможности досрочных выборов.

Впрочем, и после того, как лидера «Самопомощи» Андрея Садового попытались без его ведома «сосватать» в премьер-министры, конфликт между львовянами и винничанами обострился до крайней стадии. А тут еще и случился прогнозируемый провал кандидата от «С» в Кривом Роге.

Банковой оставалось выбирать между «Батькивщиной» и РПЛ. Изначально на «золотую акцию» претендовала именно политсила Ляшко. «Мы готовы взять на себя ответственность», — не уставал повторять Олег Валериевич. Как выяснилось, требования его партии были еще относительно скромны в политическом плане, но амбициозны в кадровом.

РПЛ требовала отказать в предоставлении особого статуса Донбассу, продлить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, принять закон о спецконфискации, не повышать пенсионный возраст и отменить налогообложение пенсий. Не считая спецстатуса Донбасса (это требование просто не следовало педалировать), вполне приемлемый набор популиста – но в РПЛ рассчитывали и на портфели. Вице-премьер (с уклоном в недропользование), министерство экологии, спикер Верховной Рады (об этом упомянул депутат от БПП Виктор Чумак).

… На Банковой посчитали, что Ляшко хочет слишком много. При этом саму РПЛ устраивал и отказ от переговоров: теперь можно сколько угодно рассказывать избирателям о том, как «мы боролись за простого украинца».

А вот «Батькивщина» на кресла не претендовала. Более того – отказывалась от них. На предложение Тимошенко «клюнули». Дальнейший маневр Юлии Владимировны войдет в учебники по политологии. Как только в «Батькивщине» убедились, что БПП и НФ заняты дележом портфелей, партия Тимошенко выдвинула популистские требования, по сравнению с которыми запросы Ляшко – детский лепет.

«Мы создаем рабочую группу, которая согласует…», — таким словами лидер фракции НФ Максим Бурбак обрисовывал перспективы новой коалиции.

«Ляшко перегнул палку. Его кадровые вопросы… Это было слишком», — объяснял депутат от БПП, пожелавший остаться неназванным.

«Но вы уже понимаете, что Тимошенко – это еще более жесткие требования?» — уточнил корреспондент Hubs.

«Идут переговоры. Формируем рабочие группы», — откликнулся избранник без особого энтузиазма.

P.S. Включим логику. Досрочные выборы выгодны и «Батькивщине», и «Самопомощи», и РПЛ. «Народному фронту» терять уже особо нечего. Единственная политсила, которой выборы точно не нужны — БПП. Но есть еще нюанс: существующая система выборов (и состав ЦИК) играют на руку Банковой. При этом позиция Банковой пока что однозначна: никаких перевыборов.

*

Top