Камень преткновения закона о спецконфискации: обеспечение армии или презумпция виновности?

Закон о спецконфискации расколол Раду

Отказ включать в повестку дня закон о спецконфискации №4811, предлагающий изымать имущество, полученное неправомерным путем  без вынесения приговора, продемонстрировал обществу, что Верховная Рада вновь на грани раскола. Вторая по величине политическая сила в парламенте «Народный фронт» поставила ультиматум перед другими депутатами не голосовать за другие законопроекты, если данный закон не будет включен в повестку дня. Такое поведение НФ связывают с тем, что замороженные активы Виктора Януковича и «Семьи» экс-премьер Арсений Яценюк заложил в бюджет на 2016 год, планировав пустить их на оборонный заказ. Если в ближайшие две пленарные недели закон о спецконфискации не удастся принять, в четвертом квартале военные могут остаться без зарплаты.

Несмотря на патриотические выпады депутатов НФ, закон вызвал неоднозначную реакцию среди депутатов других политических сил. В частности, парламентарии опасаются, что в случае принятия механизм исполнения закона позволит не только вернуть в бюджет страны средства «Семьи», но и может создать правовой прецедент, когда правоохранительные органы начнут законно изымать имущество у любых лиц без вынесения приговора. Кроме того, обратной стороной медали этого закона называют узаконивание торговли долговыми обязательствами государства подставными лицами.

В связи с тем, что закон о спецконфискации до начала парламентских каникул еще не раз окажется в центре информационной повестки, Hubs предложил депутатам разных политических сил дать ему свою оценку, чтобы понять, насколько высоки у закона шансы собрать достаточно голосов для его принятия до конца парламентской сессии.

Теперь своим законом они хотят предусмотреть процедуру  продажи этих ценных бумаг с дисконтом. Долг государства фактически остается, только теперь не перед Януковичем, а перед подставными лицами, которые скупят за бесценок эти облигации. И государство к тому же должно будет платить проценты на них. Закон сводится к тому, как поторговать долговыми обязательствами государства, вместо того, чтобы, конфисковав их, списать на эту сумму долг. А отдавать эти долги будут наши внуки.

 

g;ljgd;lsАлександр Бригинец, фракция «Блок Петра Порошенко»

Безусловно, этот закон о конфискации имущества Януковича должен быть принят, аналогичные законы есть во всем мире. Он дает возможность лицам, относительно которых будет проводиться спецконфискация, отстоять свою позицию в случае, если  они захотят этот сделать.

Когда сегодня говорят, что цель этого закона просто наполнить бюджет, помочь армии – это важно, но  еще важнее, чтобы деньги, награбленные экс-президентом,  были конфискованы.

Почему определенная часть зала хочет сберечь деньги Януковичу, мне непонятно. Когда говорят, что эти деньги могут быть разворованы, я могу возразить:  все может быть разворовано. Но для того и существуют депутаты, для того и существует специальная правоохранительная  система, следственные органы – они должны проследить, чтобы эти  деньги не были разворованы. И потом, если так рассуждать, то и бюджет делать не надо, потому что его могут разворовать, налоги людям платить не нужно… Это странная позиция.

К сожалению, у нас в парламенте есть достаточно большая группа депутатов, которые хотят, чтобы ситуация в стране была как можно хуже. Как говорил когда-то их учитель и вдохновитель Владимир Ленин, для них чем хуже, тем лучше, чтобы они могли лучше выиграть следующие выборы. Если люди будут голодать, армия отступать, они скажут: видите, эта власть не справилась, мы сейчас все изменим. То есть это сознательная деятельность на разрушение страны.

В этом законе могут быть какие-то недостатки, что-то в нем, возможно, надо уточнить, дополнить – все это можно сделать, для этого существует парламент. Но когда депутаты даже не хотят включать его в повестку дня, это говорит об их ангажированности, создается впечатление, что они на зарплате у Януковича.

 

dglkjrgsВиктор Романюк, фракция Народный фронт

Вокруг этого законопроекта очень много кривотолков. С юридической точки зрения законопроект может стать предметом очень принципиальной дискуссии. Но есть еще вопрос прагматизма и революционной целесообразности: деньги у граждан Украины украдены, а с учетом того, что армия нуждается в финансировании, закон надо принимать. В социально-политической системе, в которой мы живем, просто нужны деньги для наполнения бюджета. Всё!

Казуистика вопроса заключается в том, что в Украине практически отсутствует или не действует правовой инструмент по борьбе с бандитами такого порядка. Новейшая история нашей страны не знает примеров, когда бы деньги, украденные из бюджета, были возвращены обратно. Если мы в течение года эти деньги не заберем, они снова вернутся Януковичу.

 

 

lfjglgjАнтон Яценко, депутатская группа «Відродження»

Кто бы что ни говорил, но закладывать в закон норму, согласно которой у человека, еще не признанного виновным по решению суда, может изыматься имущество, это правовой беспредел.  Такой закон может спровоцировать очень много злоупотреблений. Никто, в принципе, не против, что активы бывшего президента Виктора Януковича – если они действительно принадлежат ему, и если он действительно совершил какое-то преступление – надо конфисковать. Тем более, что сейчас есть возможность заочного обвинения и конфискации по решению суда.

Но в этом законопроекте прописано, что конфискуется имущество не только в рамках уголовного преступления, но и любое имущество, полученное неправомерным способом. Таким образом, можно будет забрать у кого угодно и что угодно.

Надо, чтобы работали правоохранительные органы в рамках действующих полномочий, в том числе и заочного обвинения, предъявленного Януковичу, тем более, что по заявлению Генпрокуратуры, этот процесс начнется с осени. Поэтому этот законопроект и не получает поддержку зала, за него голосовали только Народный фронт и часть БПП.

Манипуляции на тему того, что данный закон не хотят голосовать,  так как собираются вернуть Януковичу его активы, это глупости – кому этот Янукович, грубо говоря, нужен? Вопрос заключается в том, что если Украина – страна правовая, мы не можем такие нормы принимать. Я напомню, что относительно этого законопроекта очень резкое заключение сделали и Еврокомиссия, и Госдеп США, и европейские правозащитные организации.

Мне кажется, что активы эти арестованы, они никуда не деваются. Надо, чтобы Украина была все-таки правовым государством, а не действовала по принципу большевиков в 17-м году. Не стоит забывать, что такие вещи резко отрицательно сказываются на инвестиционном климате в стране.

 

dfg;gkdfСергей Соболев, фракция «Батьківщина»

К сожалению, все, что наработали рабочая группа из отдельных фракций и профильный комитет по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности под руководством Андрея Кожемякина, фактически не было внесено в зал. Более того, к сожалению, председатель ВР Андрей Парубий передал этот законопроект  комитету по национальной безопасности и обороне, в данном случае непрофильному, хотя в документе есть изменения, касающиеся уголовного процесса.

Фактически была просто переписана прежняя редакция этого законопроекта, где опять протягивается схема, нарушающая Бюджетный кодекс и Закон «О бюджете», по которому, если у лица изымается, конфискуется имущество в виде государственных облигаций, то на такую сумму списывается долг государства. Но мы знаем, что из приблизительно 2 млрд долл. – это, в основном, средства, переведенные в облигации внутреннего займа, так называемые деривативы. Теперь своим законом они хотят предусмотреть процедуру  продажи этих ценных бумаг с дисконтом. Долг государства фактически остается, только теперь не перед Януковичем, а перед подставными лицами, которые скупят за бесценок эти облигации. И государство к тому же должно будет платить проценты на них. Закон сводится к тому, чтобы  поторговать долговыми обязательствами государства, вместо того, чтобы, конфисковав их, списать на эту сумму долг. А отдавать эти долги будут наши внуки.

Там есть еще ряд замечаний, но этот момент – ключевой, из-за него и отказываются голосовать целый ряд фракций. Строить прогнозы о дальнейшей судьбе законопроекта не берусь. Если  авторы захотят снова  рассмотреть его в нынешнем виде, то шанса на продолжение у такого закона нет.

*

Top