Внеочередные парламентские выборы в Украине

Новая избирательная система обещает быть сложной и содержит нюансы

Парламент неожиданно для себя принял в первом чтении проект Избирательного кодекса. Теперь на выборах нас ожидают длинные «полотна» с фамилиями кандидатов, а крупнейшие партии в стране обещают формировать избирательные списки, исходя из предпочтений граждан.

То, что проект Избирательного кодекса Украины все-таки примут за основу, было малоожидаемо. Сам соавтор законопроекта народный депутат Леонид Емец («Народный фронт») перед началом заседания сетовал на то, что в парламенте находится много депутатов, которые прошли в высший законодательный орган путем подкупа избирателей или покупки места в партийном списке. «Это наводит на мысль о том, что сегодня шансов на принятие закона про открытие избирательных списков недостаточно», – опасался он. Впрочем, к своему счастью, депутат ошибался, и проект был поддержан критически достаточным количеством голосов – 226.

Что же ожидает страну в случае принятия Избирательного кодекса в целом? Во-первых, на парламентских выборах, а также выборах в областные советы и советы больших городов (свыше 90 тыс. населения) будет действовать пропорциональная избирательная система. Мажоритарную систему оставят только для выборов в сельские, поселковые, районные, районные в городах советы, а также – в городские советы городов с населением до 90 тысяч жителей.

Но главная новелла – избиратели во время выборов по пропорциональной системе будут голосовать не только за определенную партию, но и выбирать будущих депутатов от партий. От количества голосов в поддержку того или иного кандидата будет зависеть его место в избирательном списке. Таким образом, как заверяют авторы Избирательного кодекса, сами граждане будут влиять на формирование партийных списков.

«Полотна» из кандидатов и внутрипартийная конкуренция

Автор альтернативного проекта Избирательного кодекса, который не был поддержан депутатами, Валерий Писаренко (группа «Відродження») считает принятый в первом чтении вариант кодекса слишком сложным для внедрения в жизнь. «Для большинства людей будет сложно понять, каким образом их кандидат сможет стать депутатом. Ведь для этого нужно, чтобы и партия, и кандидат набрали достаточное количество голосов», – поясняет он.

В его проекте предлагалась простая схема, когда каждая партия выдвигала одного кандидата на округ, а избиратель ставил всего одну галочку в бюллетене, поддерживая одновременно и партию, и ее кандидата. «Когда избиратель получит несколько бюллетеней, которые будут огромного размера, ему нужно будет найти нужного кандидата, нужную партию, все это скомпоновать, чтобы понять, что твой голос учтен, – говорит Валерий Писаренко. – В итоге мы получим совершенно не те результаты, которые будет давать социология по реально избранным людям».

Еще одной проблемой депутат называет внутрипартийную конкуренцию на каждом избирательном округе, которую порождает новая система. «Если мы хотим иметь сильные партии и развивать партийную систему, то должны отойти от конкуренции кандидатов и перейти к конкуренции программ и партий, – считает он. – Нашим предложением было убрать конкуренцию между кандидатами на одном округе от одной партии. Должны конкурировать сами партии и их программы».

В отличии от Валерия Писаренка, Леонид Емец такой проблемы не видит: «Кандидаты будут внутри, между собой постоянно доказывать избирателям, что они лучшие. А если они при этом перегрызутся и будут поливать друг друга грязью, то и партия такая не нужна, и кандидаты такие не нужны».

Новый барьер – 4%

По словам соавтора принятого в первом чтении Избирательного кодекса Александра Черненко (БПП), проект предполагает установление избирательного барьера в 4%. Преодолеть его смогут, без сомнения, только самые крупные партии. Как отметил нардеп Игорь Попов (РПЛ), объясняя позицию своей фракции, которая не поддержала проект кодекса, предложений Валерием Писаренко, Радикальная партия требует принятия системы открытых списков, которая будет более близка к пропорциональной.

«Оптимальной для Украины, для того исторического этапа, на котором находится наша страна, является пропорциональная избирательная система с открытыми региональными списками», – считает и нардеп Юрий Мирошниченко («Оппоблок»).

«Уважаемые коллеги, я вас не понимаю! Почему вы не поддерживаете этот законопроект? – обращался к мажоритарщикам с трибуны Руслан Сидорович («Самопоміч»). – Вы должны были бы быть первыми, кто отстаивает, те мажоритарщики, которые не являются «гречкосеятелями», а которые заботятся о людях в своем округе, вы получите наибольшую поддержку среди своих избирателей».

Однако у мажоритарщиков несколько иное мнение. «С одной стороны принятие Избирательного кодекса в первом чтении – это плюс с точки зрения того, что пришло понимание, что избирательное законодательство разных уровней требует унификации и систематизации, – говорит Ярослав Москаленко («Воля народа»). – По форме верно, но по содержанию мы имеем большие замечания, особенно касаемо выборов народных депутатов. Предложенная пропорциональная система с отрытыми региональными списками создает предпосылки существенного ухудшения качественного состава депутатов, в части репрезентативности всех слоев населения. Например, в стране, где 12% ВВП формирует аграрная отрасль, жители поселков, сел, то есть малых населенных пунктов будут в реальном меньшинстве, и их голос не будет услышан. Зато жители городов-миллионников фактически монополизируют за собой право формировать финальные результаты».

Система – не панацея

Ярослав Москаленко уверен, что минусы, которые забрасывали мажоритарной системе, де-факто будут присутствовать и в новой системе: «Поверьте, кто захочет скупать голоса избирателей, будет делать это и дальше. Ведь это вопрос не избирательной системы, а политической культуры. Мы уже имеем опыт выборов 2006 и перевыборов 2007 года, когда ввели пропорциональную систему. Тогда именно с такими аргументами и была отменена «мажоритарка». Но в результате мы получили едва ли не наиболее продажный парламент, где каждое место в списке абсолютно каждой партии имело свою цену. Именно тогда появились первые «тушки».

Глава «Воли народа» отметил также и то, что помимо того, что проголосованная в первом чтении система слишком усложняет избирательный процесс, она фактически отдаляет конкретного народного депутата от своего избирателя. «Это отрывает парламент от реальной жизни, делает его виртуальным», – говорит он.

Его коллега-мажоритарщик Сергей Мищенко (внефракционный) также не считает новую избирательную систему панацей от существующих проблем. «Все сейчас поаплодируют и скажут, что мы искали эту систему, и вот теперь заживем очень хорошо. Но мы сейчас живем по смешанной системе и самая богатая страна Европы – Германия тоже живет по этой же системе. Но они самая богатая страна в Европе, а мы самая бедная, – говорит он. – Эти все речи для необразованных людей, потому что проблема не в системе, а в тех людях, которые идут на выборы».

Но несмотря на это, принятие Избирательного кодекса вовсю представляется как историческое исполнение обещания украинскому народу открыть избирательные списки. И лишь нардеп Игорь Луценко («Батьківщина») в кулуарах сообщил журналистам, что у партийных лидеров все же остается поле для манипуляций. Ведь первых пять мест в списке по-прежнему будут формироваться партией. «Мы можем сейчас менять эти цифры, говорить о том, что это будет одно место, но принцип остается неизменным – партия будет утверждать его своим съездом, – говорит он. – Это тоже является стимулом к коррупции, хотя и меньшим чем тот, который есть сейчас».

*

Top