Депутаты не захотели ставить барьер для зачисток бизнеса

ВР 11 месяцев не может одобрить ограничение мер госнадзора в хозяйственной деятельности

Вчера, 20 октября, народные депутаты вновь проигнорировали пакет дерегуляционных законов, направленных на совершенствование системы государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Речь идет о законопроектах №2418-а и №2531-а, касающихся как либерализации самой системы проведения проверок, так и законодательства, регулирующего эту систему. А также о законопроекте №3153 о временных особенностях проведения мер госконтроля, проще говоря — моратория на проверки.

Все эти документы значились в повестке дня для второго чтения, но именно их ВР не рассматривала, перейдя к закону о госбюджете на 2017 год. Между тем ситуация с проверками, сложившаяся в Украине, не менее важна, нежели макроэкономические показатели. В первую очередь потому, что налицо полное пренебрежение интересами малого и среднего бизнеса (МСБ), который наряду с крупными налогоплательщиками пополняет бюджеты разных уровней. И может сложиться так, что этого он делать не будет в массовом порядке. Ведь, как говорится, каков поп, таков и приход.

Затянули, ну

Путаница с мораторием возникла еще в 2015 г., вследствие вступления в силу Закона №71 от 28.12.14 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные органы Украины относительно налоговой реформы», который предусматривал ограничения на плановые проверки контролирующими органами субъектов малого и среднего бизнеса. Однако в законе не было уточнено, каких именно госструктур касается мораторий, вследствие чего министерства и ведомства трактовали его нормы по-разному. Например, в Государственной регуляторной службе (ГРС) утверждали, что они касаются всех контролеров без исключения, в Минэкономразвития — только органов налогов и сборов (Государственной фискальной службы (ГФС) и соответствующих фондов).

В самих контролирующих органах единого мнения по этому вопросу также нет. Например, в ликвидируемой ныне Государственной санитарно-эпидемиологической службе (ГосСЭС) заявляли, что мораторий на них не распространяется, поскольку речь идет о безопасности пищевых продуктов, а в Государственной службе по вопросам труда отмечали, что проводят проверки с учетом особенностей, установленных законом №71.

Чтобы прекратить путаницу восемь народных депутатов еще в сентябре 2015 г. зарегистрировали законопроект №3153, который предусматривал ограничение на плановые проверки до 30 июня 2016 г. В пакете с законопроектами №2418-а и №2531-а он был принят в первом чтении почти год назад — 12 ноября 2015 г. С тех пор мораторий и прочие меры законодателей не интересовали. Попытки включить пакет в повестку дня сессий ВР были, но всякий раз у народных депутатов до них не доходили руки.

Последствия

Малому и среднему бизнесу повезло: период неопределённости с мораторием в 2015-2016 гг. совпал с перманентной реорганизацией контролирующих структур. Например, Госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей (Госпродпотребслужба), созданная вместо пяти госструктур, включая и упомянутую выше ГосСЭС, начала работу только в марте 2016 г. и то в виде лишь региональных управлений. Поэтому плановыми проверками бизнесу пока особо не докучают.

Однако контролеры не были бы контролерами, если бы не изобрели способ держать предпринимателей за воротник. «А способ этот очень простой, — говорит Дмитрий Никишин, заместитель Черниговского городского профсоюза «Предприниматель», — организация внеплановых проверок по обращениям физлиц, что действующим законодательством не запрещается. Именно по этим жалобам в Чернигове идет сплошной «чёс» по базарам и торговым точкам и вымогательство денег по факту якобы обнаруженных нарушений. Наши же попытки выяснить, кто эти жалобщики, успеха не имеют».

В других регионах ситуация еще хуже. Например, как сообщают источники Hubs в региональных предпринимательских объединениях, в Хмельницком и Сумах местные власти предупредили предпринимателей, что в скором времени их ожидают плановые массовые проверки.

И нет уверенности, что и по Украине в целом в самом скором времени возобновятся именно плановые проверки, ведь срок моратория (так и не утвержденного законом!) закончился почти четыре месяца назад. Во всяком случае, почти годичное игнорирование законодателями ими же принятых за основу норм дает зеленый свет действиям контролеров.

Между тем, «забытый» 20 октября народными депутатами законопроект №3153 хотя и не лишен недостатков, но способен поставить барьеры на пути массовых зачисток бизнеса. Потому что он не только продлевает срок моратория до 31 декабря 2016 г., но и устанавливает четкие ограничения при проведении плановых проверок. Они могут распространяться лишь на контроль выполнения требований законодательства о защите растений, о ветеринарной медицине и безопасности, а также отдельных показателей пищевых продуктов. Другими словами, плановые проверки будут разрешены только органам Госпродпотребслужбы.

Что же касается внеплановых проверок данной Госслужбы и других контролирующих органов, то они могут проводиться по письменной просьбе самого субъекта хозяйствования, которая должна быть согласована с ГРС (согласование подлежит обязательному обнародованию на ее сайте!), по решению суда и в случае форс-мажора (смерть, несчастный случай, авария), связанного с деятельностью предпринимателя.

Лилия Секелик, партнер юридической компании «ЛЕКОН», отмечает, что в законопроекте расписан защитный механизм относительно нынешней «фишки» контролеров — внеплановых проверок по заявлениям физлиц. «Чтобы предупредить ситуацию, когда такие проверки проводятся на основании заявления вымышленного лица или же конкурента, законопроект предусматривает его согласование с ГРС в течение пяти рабочих дней с момента получения. Данное согласование также подлежит обнародованию на официальном сайте этой Госслужбы», — подчеркивает она.

Тем удивительнее равнодушие к документу народных избранников, которым, видимо, плевать на проблему многомиллионной армии предпринимателей.

Один комментарий;

*

Top