«Чёртова дюжина» скандальных поправок и законопроектов. Инфографика

Самые одиозные решения Верховной Рады VIII созыва по версии Hubs

В Раде VIII созыва народные депутаты продолжают активно наступать на старые грабли своих коллег из предыдущих каденций. Вопреки требованиям регламента голосованием «с колес» принимаются судьбоносные и не всегда взвешенные решения; депутаты принимают законы без должного рассмотрения в комитетах, неоднократно отмечены спонтанные внесения поправок с голоса, изменения текстов законов уже после принятия, не раз фиксировалось затягивание публикации принятых документов и даже несоответствие опубликованных законов принятым в сессионном зале под стенограмму. А десятки сигнальных голосований, проводимых с целью продавить принятие нужного акта, уже стали визитной карточкой нынешнего созыва Рады.

Hubs предлагает вспомнить наиболее скандальные поправки к законопроектам и законопроекты, которые были поддержаны депутатским большинством, указав авторов одиозных инициатив.

Фигурантов подборки мы определяли, основываясь на общественном и медийном резонансе, влиянии на жизнь общества поправок (или законопроектов), принятых в сессионном зале Рады VIII созыва. Список скандальных законодательных инициатив представлен в хронологическом порядке.

Антирейтинг депутатских фракций

2014 год

1) 25 декабря. Сергей Пашинский

Безопасность вызвала опасения из-за голосования вслепую

Открывает подборку председатель комитета Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский (фракция «Народного фронта»), с подачи которого парламент 25 декабря 2014 года проголосовал во втором повторном чтении за неоднозначный президентский законопроект о расширении полномочий секретаря СНБО №1343.

Перед этим парламентарии на заседании 23 декабря голосование за документ во втором чтении и в целом провалили. Депутаты, которые выступали против принятия документа, отмечали, что проект решения нуждался в серьезной доработке. Ведь во время подготовки законопроекта ко второму чтению было внесено около 40 поправок, и только 3 из них были учтены.

Однако спустя два дня (по регламенту требуется не менее 10 дней на доработку (ч.1 ст.109 ЗУ «О Регламенте»), — ред.) законопроект вновь поспешно внесли в повестку дня, и он уже набрал 253 голоса при 226 необходимых.

После голосования ряд депутатов пожаловались на нарушение регламента и требовали от спикера не подписывать принятое решение. В частности, нардеп от БПП Сергей Лещенко заявлял, что группе депутатов не дали возможности поставить на голосование внесенные правки, исключающие усиление полномочий секретаря СНБО, а голосование проходило вслепую. «Никто не видел (какие поправки все же внесли, — ред.). Вы понимали, что он (Пашинский, — ред.) называл? Я не понимал точно также. Это не было на руках ни у одного из депутатов коалиции. Мы впервые в истории голосуем за закон просто с голоса Пашинского. Завтра Пашинский пойдет договориться со стенографисткой, допишет какие-то еще полномочия, и никто не скажет, что этого не было».

При этом, по его словам, поправки, о которых сообщил Пашинский с трибуны, когда представлял законопроект, ранее вообще не обсуждались.

Секретарь комитета ВР по противодействию коррупции Дмитрий Добродомов также жаловался на отказ поставить на голосование поправки от профильного комитета по коррупции и нарушение процедуры голосования. «По сути, те, кто голосовал, не понимал, за какие именно поправки они голосуют, ведь на руках ни у кого не было сравнительной таблицы, и на момент голосования она так и не была роздана», — отмечал он, добавив, что сам факт его принятия с таким количеством регламентных и правовых нарушений вызвал сомнение.

Как пояснял Лещенко, такая поспешность с принятием закона об усилении полномочий секретаря СНБО якобы была связана с назначением 16 декабря на эту должность главы фракции «Народный фронт» Александра Турчинова. Сам Пашинский заверял депутатский корпус и общественность, что изменения в закон об СНБО якобы не противоречат Конституции.

2015 год

2) 5 февраля. Олег Ляшко

Радикальный запрет

Лидер фракции Радикальной партии Олег Ляшко стал автором поправки в законопроект №1317 «О внесении изменений относительно защиты телерадиопространства Украины», касающейся запрета на показ российских фильмов, сериалов и телепрограмм. На заседании Рады 5 февраля 2015 года Ляшко с голоса предложил внести норму на запрет показа не части медиапродукции российского производства, как предлагали его коллеги по Раде (в частности, нардеп Виктория Сюмар), а всего, что было снято в РФ с 1991 года – всех фильмов, сериалов и телепрограмм. В итоге 259 нардепов, не совсем поняв, за что голосуют, поддержали проект решения с учетом поправки Ляшко, которая поменяла суть законопроекта. Затем документ был обнародован в редакции без учета поправки Ляшко и в таком виде был направлен на подпись президенту.

Отметим, что сам законопроект, внесенный нардепами Николаем Княжицким и Вадимом Денисенко, с самого начала вызывал беспокойство у представителей медиа-отрасли и юристов как потенциально чреватый цензурой из-за ограничения редакционной политики СМИ. Против принятия документа активно выступали Ассоциация медиа-юристов и крупнейшие медиа-холдинги страны.

3) 19 марта. Арсений Яценюк

Закон о «деолигархизации Коломойского»

19 марта 2015 года депутаты во втором чтении проголосовали за скандальный закон №2273 о внесении изменений в Закон «Об акционерных обществах» (относительно выплаты дивидендов АО), который предусматривает снижение кворума для проведения собрания акционеров с 60% до 50% «плюс» 1 акция.

Основная цель документа – вернуть под контроль государства компанию «Укрнафта», 43% акций которой находятся под контролем бизнес-структур бывшего днепропетровского губернатора олигарха Игоря Коломойского.

Примечательно, что законопроект внес в Раду премьер-министр Арсений Яценюк, которого в кулуарах Рады более чем тесно связывают с лоббированием интересов Коломойского. Само решение в сессионном зале после непростых дискуссий поддержали 275 народных избранников.

Отметим, проект решения неоднократно вносили в повестку дня заседаний Рады, но законопроект либо не находил нужной поддержки зала, либо и вовсе не был поставлен на рассмотрение. Накануне позитивного голосования профильный комитет по экономической политике в третий раз провалил рассмотрение этого закона из-за отсутствия кворума.

Как известно, ранее структурам Коломойского благодаря высокой планке кворума годами удавалось срывать собрание акционеров «Укрнафты» и избегать выплаты дивидендов государству. Оперативное управление госкомпанией практически безраздельно осуществлял менеджмент олигарха.

Пошатнуть позиции Коломойского годами не удавалось ни Юлии Тимошенко, ни Виктору Януковичу, а лучшим результатом для власти был обычно договор, когда стороны все-таки проводили собрание акционеров, и государству доставалась часть прибыли компании. Окончательно вопрос с долгами «Укрнафты» перед госбюджетом не решен и до сих пор – более того, за последний год они только выросли, составив более чем 10 млрд. грн. В настоящий момент, как писал Hubs, рассматривается вопрос о санации компании.

4) 31 августа. Петр Порошенко

Конституция по-новому?

31 августа 2015 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2217а о внесении изменений в Конституцию Украины в части децентрализации. В июле проект решения одобрил Конституционный суд, признав, что предложенные нормы не противоречат части 2 статьи 157 и ст. 158 Основного закона.

Данное решение поддержали 265 народных депутатов. Проект в парламент внес глава государства. Самой противоречивой нормой стало положение о статусе неподконтрольных центральной власти территорий Донбасса. Противники принятия изменений в Конституцию настаивали, что этим будут предоставлены самые широкие права оккупированным районам Донбасса и Восток Украины получит какой-то особый спецстатус.

Кроме того, законопроект предлагает закрепить в Основном законе положение об изменении системы административно-территориального устройства Украины при сохранении унитарности государства. Предлагается ввести административно-территориальные единицы: общины, районы, регионы.

В свою очередь на принятии изменений в Конституцию активно настаивал спикер Владимир Гройсман и фракция БПП. Причем председатель Рады заверял, что никаких особых прав Донбасс якобы не получит, зато местные общины смогут лучше распоряжаться своими ресурсами.

Изменение Конституции до конца 2015 года являлось одним из согласованных в Минске в феврале 2015-го пунктов соглашения по урегулированию военного конфликта на Донбассе. На Банковой планировали, что нардепы примут законопроект в первом чтении в июле, а во втором – в сентябре. Однако из-за скандальной нормы об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донбасса и назревающего кризиса в коалиции окончательное рассмотрение вопроса пришлось отложить на неопределенный срок.

Отметим, во время рассмотрения изменений в Конституцию под стенами Рады произошли столкновения между противниками законопроекта (преимущественно из ВО «Свобода» и РПЛ) и правоохранителями. Один из участников митинга бросил боевую гранату в ряды силовиков. В результате взрыва погибли четыре бойца Нацгвардии, еще более ста человек получили ранения.

5) 12 ноября. Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Ирина Геращенко, Григорий Немыря, Алексей Порошенко, Владимир Арьев и другие

Нетрадиционная поправка

12 ноября 2015 года парламентарии с пятой попытки приняли за основу и в целом проект закона №3442 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (относительно гармонизации законодательства в сфере предотвращения и противодействия дискриминации с правом ЕС)». За это решение проголосовали 234 депутата. Документ подала группа авторов, среди которых – Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Ирина Геращенко (БПП), Григорий Немыря («Батькивщина»), Алексей Порошенко, Владимир Арьев и другие.

Документ вызвал бурные дискуссии в сессионном зале и обществе из-за скандальной нормы, касающейся представителей секс-меньшинств. В частности, закон запрещает любую дискриминацию в сфере труда, связанную с сексуальной ориентацией и гендерной самоидентификацией.

Отметим, 10 ноября голосование за документ оказалось провальным – в его поддержку было подано лишь 207 голосов. Но через пару дней проект решения после кулуарных торгов вновь внесли в повестку дня. Фракции коалиции договорились поддержать проект решения, поскольку он входит в так называемый безвизовый пакет и был одним из условий по визовой либерализации с ЕС.

6) 25 декабря. Владимир Мысик

«Ночная» поправка

Внефракционный Владимир Мысик прославился тем, что предложил внести в текст законопроекта №3000 о госбюджете-2016 норму об отсрочке электронного декларирования доходов до 2017 года. Как известно, профильный комитет учел обращение нардепа и внес поправку в текст проекта решения, рекомендовав парламенту принять законопроект.

Отметим, как стало известно уже после скандального ночного принятия бюджета 25 декабря 2015 года, на заседании бюджетного комитета позицию Мысика озвучил депутат Андрей Деркач, которого также поддержал нардеп из фракции «Оппозиционный блок» Нестор Шуфрич. В итоге, не разобравшись в сути предложенного изменения, за закон проголосовали 263 нардепа.

Отсрочка с введением электронного декларирования усложнила переговоры Киева и Брюсселя по отмене визового режима, а сама скандальная тема электронного декларирования нашла свое продолжение и перекочевала в 2016 год (см. ниже).

7) 25 декабря. Арсений Яценюк

ПТУ «повесили» на местные бюджеты

Автором еще одной скандальной поправки в проекте госбюджета-2016 №3000 стал глава правительства. В проекте решения по главному финансовому документу страны Кабмин предложил передать финансирование профессионально-технических учебных заведений исключительно из областных бюджетов. Противники передачи финансирования ПТУ в сферу местных бюджетов заявляли, что это грозит закрытием образовательных учреждений из-за дефицита средств на местах.

Однако в ходе скандального ночного голосования за бюджет 25 декабря правительственный проект главного финансового документа на 2016 год с поправкой о ПТУ нашел в зале 263 депутатских голоса.

4 февраля 2016 года Рада «исправилась», приняв законопроекты №№№3831-2 и №3830-3, и вернула норму о финансировании ПТУ из госбюджета за счет субвенции размером почти в 1 млрд грн. Однако уже 21 марта президент вернул законопроект №3830-3 в парламент, посчитав, что заложенной в нем суммы не хватит для финансирования системы профтехобразования на должном уровне.

2016 год

8) 17 января. Денис Дзензерский, Евгений Дейдей, Игорь Бриченко, Валерий Лунченко и Сергей Фаермарк

Валютные колебания Рады

17 января 2016 года парламентарии поставили точку (или многоточие, — авт.) в скандале с законом о валютных кредитах и отменили неоднозначный документ «О реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте» №1558-1. Авторами законопроекта выступили «фронтовики» Денис Дзензерский, Евгений Дейдей, Игорь Бриченко, Валерий Лунченко и Сергей Фаермарк.

На январском заседании нардепы не поддержали предложение президента отменить закон. «За» проголосовал только 101 депутат. Одновременно парламентарии не смогли преодолеть вето главы государства. Это решение при голосовании поддержали только 54 депутата при 300 необходимых.

Эпопея с «валютным законом» длилась почти весь прошлый год. 15 июля Рада поддержала скандальный законопроект №1558-1 в третьем чтении. Однако 18 декабря Президент Украины Петр Порошенко наложил вето на документ и вернул его назад в парламент со своими предложениями. Глава государства счел закон популистским, направленным якобы на удовлетворение «меньше чем десятой доли процента тех, кто не хочет или не может обслуживать валютные кредиты».

В свою очередь в конце ноября минувшего года Кабмин утвердил новый законопроект №4004 о реструктуризации валютных кредитов. Этот документ уже был разработан Минфином совместно с НБУ и Независимой ассоциацией банков Украины, его согласование прошло с 19 крупнейшими банками страны.

9) 28 января. Виктор Пинзеник, Александр Третьяков, Максим Бурбак и другие

Изменения из-за дефицита 300 голосов

28 января 2016 года парламент обновил статью 149 регламента Рады относительно процедуры внесения изменений в Конституцию Украины. За законопроект №3812 во втором чтении проголосовали 229 нардепов. Автором инициативы выступила группа авторов, среди которых – Виктор Пинзеник и Александр Третьяков (оба – БПП), Максим Бурбак (НФ) и другие.

Принятым законом нардепы позволили себе рассматривать изменения в Конституцию не только на следующей очередной сессии после той, на которой они были предварительно одобрены. Предыдущая версия статьи регламента говорила, что если принятие конституционных поправок в целом не происходит на сессии, следующей за сессией, на которой они принимались в первом чтении, то такой проект закона считается не принятым. Как известно, на данный момент в Раде нет 300 голосов для принятия президентского законопроекта об изменении в Основной закон по децентрализации с неоднозначным статусом оккупированного Донбасса.

Законопроект спровоцировал острую критику оппонентов Банковой. Тем не менее, 18 марта Конституционный суд Украины разрешил нардепам самостоятельно определять, на какой именно сессии рассматривать изменения в Конституцию.

10) 2 февраля. Петр Порошенко

Судный день

2 февраля 2016-го Рада предварительно одобрила изменения в Конституцию в части правосудия. Соответствующий законопроект №3524, внесенный Петром Порошенко, поддержали 244 народных депутата. Окончательно законопроект об изменении Конституции принимается на следующей сессии конституционным большинством (не менее 300 голосов).

В окончательном варианте проекта решения уточнен вопрос о создании, ликвидации и юрисдикции судов; иммунитета судьи; принципов судебного производства; требований к судье КСУ; полномочий главы государства на переходный период и т. д. В законопроекте также было учтено предложение Венецианской комиссии относительно полномочий Высшего совета правосудия (вместо Высшего совета юстиции) принимать решения о переводе судьи из одного суда в другой после окончания переходного периода.

Однако сразу же после внесения наметился ряд критических замечаний к документу от ведущих юристов страны. В частности, нарекания вызывают новые функции прокуратуры и использование терминов, не определенных надлежащим образом (вроде «органов правопорядка»). Кроме того, вызвал острую критику и сам поспешный процесс внесения законопроекта в Раду.

Серьезные вопросы возникли у ряда народных депутатов и по поводу лишения парламента полномочий выражать недоверие генеральному прокурору. В итоге эту спорную норму из проекта убрали.

Некоторые подробности судебной эпопеи – в публикации Hubs «Судебная реформа: «лягушкам поручили осушить болото».

11) 16 февраля. Вадим Денисенко

Ловкость рук и никакого мошенничества

Народный депутат Вадим Денисенко (фракция БПП) на заседании Рады 16 февраля 2016 года внес с голоса ряд скандальных поправок в «безвизовый» законопроект № 3755 о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» (относительно работы электронной системы представления и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления).

Изначально представленный проект решения состоял только из поправки, которая исключала норму об отсрочке до 1 января 2017 года начала работы электронной системы представления и обнародования деклараций лиц. Но Денисенко во время рассмотрения законопроекта предложил дополнить документ рядом неоднозначных уточнений. В результате в тексте законопроекта появились следующие нормы:

— увеличен порог декларирования для ценного движимого имущества (автомобили, ювелирные изделия и т.п.) – с 50 минимальных заработных плат (66 тыс. грн) до 150 МЗП (197 тысяч гривен), причем в декларации разрешили вносить только имущество, которое будет приобретено после начала работы новой системы декларирования;

— увеличен порог декларирования для подарков (деньгами или имуществом) — с 5 МЗП (6590 грн) до 150 МЗП (197 тыс. грн). То есть полученные подарки стоимостью менее 197 тыс. грн не декларируются;

— увеличен порог декларирования для денежных средств (наличные, средства на счету в банке) — с 50 МЗП (66 тыс. грн) до 150 МЗП (197 тыс. грн. То есть наличные или средства в банке в размере меньше 197000 гривен, не декларируются;

— увеличен порог декларирования для финансовых обязательств (кредиты, лизинг и т.п.) — с 50 МЗП (66 тыс. грн) до 150 МЗП (197 тыс. грн);

— увеличен порог декларирования для расходов — с 20 МЗП (26 тыс. грн) до 150 МЗП (197 тыс. грн);

— сокращено число членов семьи, имущество которых также подлежит декларированию;

— возможность не указывать стоимость имущества, если оно не является источником дохода;

— уголовная ответственность за скрытие активов наступает с 1 января 2017 года.

Закон во втором чтении поддержали 238 народных депутатов.

После принятия законопроекта во втором чтении документ раскритиковал посол ЕС в Украине Ян Томбинский, призвав привести его нормы к международным стандартам. Поправки Денисенко фактически поставили под угрозу визовую либерализацию с ЕС. Президент впоследствии закон ветировал, вернув документ в Раду со своими предложениями.

5 марта парламентарии 278 голосами «обновили» закон, убрав из него наиболее скандальные нормы (но все-таки оставив себе ряд лазеек: подробности здесь, — ред.).

12) 16 февраля. Олег Ляшко, Максим Бурбак, Юлия Тимошенко, Олег Березюк, Юрий Луценко, Олег Куприенко

Новый «диктаторский» закон

На заседании парламента 16 февраля 2016 года депутаты приняли во втором чтении спорный законопроект №3700 о «партийной диктатуре», согласно которому народные депутаты разрешили исключение кандидатов в депутаты парламента из избирательного списка партии в той части, где по итогам голосования они не получили права на распределение мандатов в многомандатном округе.

Авторами инициативы выступили председатели фракций Радикальной партии Олег Ляшко, «Народного фронта» — Максим Бурбак, «Батькивщины» — Юлия Тимошенко, «Самопомощи» — Олег Березюк, «Блока Петра Порошенко» — Юрий Луценко. Документ поддержали 236 народных избранников.

Отметим, что в общей сложности до этого результативного голосования Владимир Гройсман ставил этот вопрос на рассмотрение в том или ином виде 18 раз в течение нескольких месяцев, однако найти достаточное количество голосов народным избранникам никак не удавалось.

Новым законом уже воспользовались партия Ляшко и «Самопомощь». 3 марта по итогам съезда РПЛ исключила девять человек, которые присутствовали в списке партии на выборах в Раду 26 октября 2014 года, а 14 марта от 11 кандидатов избавилась партия Андрея Садового.

В настоящий момент «закон о партийной диктатуре» по инициативе группы депутатов отправлен на рассмотрение в Конституционный суд.

Кстати, в Раде первое чтение прошел еще один «диктаторский партийный» законопроект №3693 – касается он депутатов местных советов. Однако спикер Рады в этом случае как раз активно выступает против включения документа в повестку дня.

13) 18 февраля. Петр Порошенко

Закон в угоду Порошенко

18 февраля 2016 года депутаты одобрили за основу и в целом «безвизовый» законопроект №4055. Документ в Раду внес Президент Украины Петр Порошенко. Больше всего критики вызвала норма, позволяющая главе ГПУ назначать руководителя специализированной антикоррупционной прокуратуры и его замов. Это противоречит требованию Брюсселя относительно независимости САП. Проект решения поддержали 302 нардепа.

В ЕС также раскритиковали депутатский корпус за принятие закона именно в такой редакции.

Антирейтинг законопроектов и поправок

Напомним, ранее Hubs публиковал рейтинг самых громких коррупционных скандалов прошлого года в украинском политикуме.

*

Top