Бизнес-омбудсмен: за неправомерные действия нотариусов следует лишать лицензии

Hubs проанализировал эффективность работы офиса бизнес-омбудсмена

Лоббировать и защищать интересы предпринимателей – ключевая задача, которая стоит перед офисом Совета бизнес-омбудсмена (СБО). Hubs следит за работой СБО с момента старта его деятельности, а это 2014 год. Какие контуры четко очерчены на карте отношений по линии «бизнес-власть» и эффективным ли является институт бизнес-омбудсмена? Ответ на этот и другие актуальные вопросы повестки дня давеча во время традиционного квартального отчета о проделанной работе озвучил руководитель СБО Альгирдас Шемета. Корреспондент Hubs посетил мероприятие и проанализировал эффективность работы СБО.

Поскольку Совет является совещательно-консультационным органом, многие предприниматели скептически относятся к его работе. Аргументы бизнесменов: советы давать – не мешки ворочать, а власть игнорировала, игнорирует и будет игнорировать сигналы «SOS!», поступающие от предпринимателей.  Между тем есть конкретные факты, свидетельствующие о том, что с ролью адвоката бизнес-среды СБО справляется.  Вот лишь несколько конкретных примеров.

В феврале СБО получил жалобу от компании, которая осуществляет свою деятельность в сфере автомобильного транспорта. В документе речь шла о налоговой проверке, в результате которой были незаконно начислены дополнительные суммы налогов и штрафов. Сумма «левых» налогов вместе со штрафами составила около 380 млн грн. Жалобщик, не соглашаясь с результатом налоговой проверки, подал жалобу в местную налоговою службу, но это не дало результата. После этого жалобщик обратился за помощью в СБО с просьбой поспособствовать отмене вышеуказанных налоговых штрафов.

Во время расследования специалисты СБО установили, что ГФС не имела оснований для налоговых начислений и штрафов и рекомендовали фискальной службе пересмотреть свое решение. Что в знаменателе?  В апреле 2016 года СБО получил письмо от ГФС, которое подтверждало, что административная жалоба удовлетворена. В итоге компания-жалобщик вернула незаконно изъятые налоговиками 387 млн грн.

Вот еще один весьма показательный пример. Год назад в СБО обратилось частное предприятие «Политон», которое занимается нанесением полимерных покрытий. С конца 2013 года департамент экологии и природных ресурсов КГГА не предоставлял компании разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, выдвигая многочисленные замечания к документам и настаивая на разработке нового обоснования объемов выбросов.

Специалисты СБО изучили вопрос и пришли к выводу, что разрешение необходимо продлить на основании поданных документов без разработки нового обоснования. Эксперты СБО провели ряд встреч с руководством КГГА и Министерством экологии и природных ресурсов. Также этот вопрос был поднят в ходе встречи бизнес-омбудсмена с мэром Киева Виталием Кличко. Недавно жалобщик получил бессрочное разрешение и дело было закрыто.

 

омбус_2

Несмотря на казалось бы очевидные факты, свидетельствующие об эффективности работы СБО, в оппозиционном лагере работу Совета бизнес-омбудсмена критикуют вдоль и поперек. Так, один из видных нардепов, представляющий фракцию «Батьківщина», в беседе с Hubs отмечает: «Не вижу никакой пользы от этой институции. Во-первых, Совет бизнес-омбудсмена создан при Кабмине, поэтому независимым его не назовешь даже с натяжкой. Во-вторых, Совет может рассматривать жалобы предпринимателей на протяжении 30-ти дней, а проблемы многих бизнесменов требуют реакции тут и сейчас. Если власти не отреагируют на их проблему сегодня, завтра может быть поздно».

С одной стороны, в словах парламентария-оппозиционера есть рациональное зерно – малый и средний бизнес крайне уязвим и зачастую проблемы, с которыми сталкиваются его представители, нужно решать предельно оперативно. Но с другой стороны, являясь фактически коммуникативным посредником между властью и бизнес-средой, Совет бизнес-омбудсмена значительно ускоряет решение «горячих» проблем. Кстати, о них.

 Немного статистики

На протяжении II квартала текущего года в офис бизнес-омбудсмена поступило 213 жалоб, а это вдвое больше, чем в предыдущем квартале. 146 дел закрыты (наиболее высокий показатель за все предыдущие отчетные кварталы).

78% жалоб поступило от представителей малого и среднего бизнеса, работающего в сферах промышленности, сельского хозяйства, оптовой торговли и бизнес-услуг. 3,5 млрд грн – совокупный экономический эффект по возврату представителям бизнеса средств за 14 месяцев работы СБО.

бизнес-омбудсмен

На какие из госструктур жалуется бизнес?

Итак, в период с апреля по июнь, как отмечалось выше, в офис бизнес-омбудсмена поступило 213 жалоб от предпринимателей. «Рекордсменом» является Государственная фискальная служба (включая Государственную налоговую инспекцию и Таможенную службу). В частности, на ГФС пришлось 107 жалоб предпринимателей, то есть фактически 50%.

бизнес-омбудсмен

Следует отметить, что количество жалоб, которые поступают в СБО, постоянно возрастает. После традиционного замедления деловой активности в начале года количество обращений предпринимателей увеличилась почти вдвое на протяжении последних трех месяцев (2 квартал — 213 жалоб, 1 квартал  — 139).

бизнес-омбудсмен

                                     Блиц-интервью с бизнес-омбудсменом

Какие проблемы сегодня являются наиболее актуальными для представителей бизнес-среды? Этот вопрос Hubs адресует бизнес-омбудсмену Альгирдасу Шемете.


000— Насколько актуальна сегодня проблема рейдерства в Украине? Сколько обращений, связанных с незаконным захватом предприятий, к вам поступило за последнее время?

За этот (второй — ред.) квартал было всего два обращения по этому вопросу. Одно из них поступило от представителей одного из очень крупных предприятий. Вместе с тем вынужден признать, что я вижу риск рейдерства и надо делать все для минимизации этого риска. Хорошо, что были приняты новые документы, связанные с облегчением регистрации предприятий, но как вам сказать… рейдеры тоже стали использовать законодательные лазейки в своих целях. Поэтому надо искать меры, которые предотвращали бы такие действия.

— Можете привести конкретный пример подобного рода действий?

— Возьмем, к примеру, ответственность нотариусов. У них появились большие полномочия, связанные с регистрацией предприятий, и я думаю, что нужно усиливать их ответственность за неправомерные действия, вплоть до отмены лицензии на долгие годы.

— Какие позитивные тенденции по линии взаимоотношений «власть-бизнес» вы выделили бы?

— Среди позитивных тенденций во втором квартале – это уменьшение количества жалоб относительно регистрации бизнеса и прав собственности.

— Чем, на ваш взгляд, это обусловлено?

— Прежде всего, реформой рынка регистрационных услуг. Также отмечу значительное сокращение жалоб, связанных с выдачей лицензий и других разрешительных документов. Тут, наверное, влияет то, что значительно сократилось количество видов деятельности, для которых нужно получать лицензию и разрешение.

— Какая из госструктур наиболее активно реагировала на ваши рекомендации?

— Стоит отметить значительное улучшение по выполнению наших рекомендаций Генеральной прокуратурой. Если в первом квартале ГПУ выполнила 18% рекомендаций, то во втором — 57%. Вместе с тем, проблемы бизнеса, затрагивающие уголовное право, остаются самыми болезненными. Общее количество обращений, связанных с возбуждением уголовных производств в отношении предпринимателей (с использованием неправомерных методов), составляет 15% от всех жалоб. Речь идет о втором квартале. А с начала деятельности нашей организации этот показатель составляет 17%. То есть здесь нужна серьезная работа, чтобы риск неправомерного использования уголовного права против бизнеса был снижен.

— Каким образом можно минимизировать эти риски?

— Механизмы существуют. К примеру, в июле мы встречались с премьер-министром Владимиром Гройсманом. По итогам встречи он дал поручение Государственной фискальной службе (ГФС) изменить процедуру возбуждения уголовных производств против бизнеса. Впоследствии ГФС приняла приказ (№633), согласно которому материалы проверок должны передаваться налоговой инспекции только после согласования денежных обязательств. На мой взгляд, эти нововведения значительно уменьшат число безосновательно возбужденных уголовных дел против представителей бизнес-среды.

Еще один важный момент. По результатам нашей встречи с главой правительства был подписан протокол с распоряжениями как к ГФС, так и к другим органам власти, и в кратчайшие сроки, а именно — до 15 августа, эти службы должны сделать очень много действий, призванных значительно улучшить бизнес-климат в стране. О деталях пока говорить не могу, отмечу лишь, что данные меры непременно приведут к тому, что и в регуляторной среде мы достигнем положительных результатов.

Кстати, из 300 выданных нами рекомендаций госорганы выполнили 70%.

— А оставшиеся 30%?

— Совет бизнес-омбудсмена тщательно следит за реализацией оставшихся 30% жалоб, поступивших от предпринимателей, и мы приложим максимум усилий, чтобы все они были выполнены.

Хотел бы отдельно подчеркнуть, что  во втором квартале в два раза выросло количество жалоб по невозмещению НДС. Очень сильно также выросло количество жалоб на местные органы власти. К примеру, мы получили большое количество жалоб от бизнесменов Киева на решения КГА запретить торговлю алкогольными и табачными изделиями в киосках, что сильно подняло статистический эффект. Отдельно стоит отметить, что из антирейтинга тех государственных органов, на которые больше всего жалуются предприниматели, вышло Министерство экономики, но туда, скажем так, стремительно ворвалось Министерство регионального развития (6 жалоб) и Минсоцполитики (3 жалобы).

                                                       Досье Hubs

Весной Верховная  Рада приняла в первом чтении законопроект, регулирующий деятельность СБО. Согласно документу, Совет бизнес-омбудсмена является постоянно действующим консультативно-совещательным органом КМУ. Ключевые задачи, практическая реализация которых возлагается на Совет: прием и рассмотрение жалоб от субъектов предпринимательской деятельности на неправомерные действия либо же, напротив, бездействие органов центральной и региональной власти. Помимо этого, перед Советом стоит задача способствовать повышению инвестиционной привлекательности Украины и борьбе с коррупцией в госорганах.

Совет возглавляет бизнес-омбудсмен. На данный момент это Альгирдас Шемета — известный политик, в прошлом дважды министр финансов Литвы, европейский комиссар по бюджету и финансовому планированию в 2009-2010 гг., с февраля 2010-го — по налогообложению, аудиту и борьбе с мошенничеством.

Финансируется Совет через целевой мультидонорский счет ЕБРР. Донорами являются 11 стран, среди которых — Великобритания, Германия, США, Япония, Польша. Годичный бюджет, предусмотренный на работу Совета бизнес-омбудсмена, составляет €1,5 млн.

коментаря;

    • Олег РуденкоОлег Руденко said:

      Если у вас есть негативные примеры сотрудничества с данным институтом, расскажите, мы и вас будем рекламировать — БЕСПЛАТНО

  1. kyiv said:

    «Бизнес-омбудсмен: за неправомерные действия нотариусов следует лишать лицензии» в продолжение темы в заголовке, вообще нам нужно менять логику бизнеса который в Украине. Например есть предприятие или предприниматель — они находятся на территории какой-нибудь громады, лицензию должен давать местный совет на деятельность. Далее есть потребитель. Например, если обидели потребителя, он должен обратится с заявлением в местный совет, если громада совместно с местным советом считает действия предприятия не приемлемыми для бизнеса, то местный совет отзывает лицензию и предприятие не будет иметь право осуществлять свою деятельность. Нужно учить бизнес ценить клиента.

Добавить комментарий для kyiv Отменить ответ

*

Top