А. Стельмах: 729 тысяч человек из Госреестра нет в избирательных списках
Александр Стельмах, руководитель Службы распорядителя Государственного реестра избирателей (фото: Константин Макульский)

Hubs выяснял, откуда в Николаеве взялось почти 20 тысяч «лишних» избирателей

Выборы городского головы Николаева заслужили право претендовать на всеукраинскую сенсацию несмотря на то, что оказались в тени скандальных результатов волеизъявления в Кривом Роге. В городе на Буге победил представитель партии «Самопомощь» Александр Сенкевич, опередив во втором туре кандидата от «Оппозиционного блока» Игоря Дятлова на 17 тысяч голосов (см. «Справку» в конце материала).

Однако народные депутаты от «Оппоблока» уже в декабре поставили под сомнение итоги выборов мэра Николаева, обратив внимание, что перед повторным голосованием (в просторечье – вторым туром) количество избирателей в Николаеве загадочным образом увеличилось на 19 тысяч 663 человека.

Эта странность подтверждается и официальным протоколом о результатах выборов, опубликованным на сайте Николаевского городского совета. В протоколе по итогам первого тура выборов городского головы г. Николаева 25 октября 2015 года в графе «Кількість виборців, включених до списків виборців на виборчих дільницях», значилось 369 000 человек.

s11

А вот в итоговом протоколе по голосованию во втором туре, 15 ноября 2015 года в соответствующей графе значится уже 388 663 избирателя.

s1

Нардепами от «Оппоблока» даже был внесен проект закона о проведении внеочередных выборов городского головы Николаева. Не лишним будет напомнить, что в Кривом Роге сложилась «зеркальная ситуация»: там кандидат от «Самопомощи» Юрий Милобог проиграл выборы кандидату от «Оппоблока» Юрию Вилкулу с разрывом менее чем в 1% голосов. И парламент в итоге назначил внеочередные выборы в городе на 27 марта.

Но в данном случае – речь не о политических пристрастиях. Ситуация, при которой по итогам выборов в областном центре может оказаться почти 20 тысяч «лишних» избирателей, сама по себе странна. Есть ли гарантии, что она не повторится в другом населенном пункте? Чтобы прояснить, насколько справедливы претензии оппозиции к результатам выборов мэра Николаева, действительно ли имела место фальсификация, как обстоят дела с учетом избирателей в Украине, Hubs обратился к Александру Стельмаху, руководителю службы распорядителя Государственного реестра избирателей. Самим же распорядителем реестра является Центральная избирательная комиссия.

— Александр Васильевич, известно ли Центральной избирательной комиссии о неоднозначной ситуации на выборах городского головы Николаева? Речь о довольно странном увеличении количества избирателей между первым и вторым турами с 369 до 388 тысячи человек.

— О ситуации на выборах Николаевского городского головы ЦИК стало известно из прессы. Были статьи (насколько известно Hubs, первой публикацией на данную тему был материал на сайте издания «Новости N», — авт.), в которых журналисты рассказали об этой непонятной разнице в количестве избирателей. Естественно, мы попытались разобраться в ситуации. Мы проверили все цифры, но не обнаружили в своих данных никаких аномалий. Данные, которыми располагает Госреестр, действительно отличаются от тех, которые значатся в итоговом протоколе территориальной избирательной комиссии.

Чтобы все проверить, нам понадобились копии всех протоколов участковых избиркомов – когда мы собрали все цифры, все прояснилось.

Вот они – все протоколы (показывает солидных размеров папку, — авт.). Как известно, в Николаеве по административно-территориальному устройству – четыре района. Для выборов мэра, чтобы облегчить работу городской комиссии, было создано четыре районных территориальных избиркома, каждая из комиссий собирала данные с избирательных участков. Мы взяли четыре протокола районных комиссий – получилось, что только в протоколе Ленинского района количество избирателей оказалось существенно больше, чем в первом туре, – и как раз на указанную цифру в 19 тысяч 600 избирателей.

Что, согласно закону, делает городская комиссия? Она суммирует цифры из четырех протоколов районных комиссий, а не подсчитывает отдельно данные с каждого участка.

Разбираемся дальше: мы свели данные всех участковых протоколов Ленинского района Николаева (всего 57 участков). И четко видно, что ошибка закралась только в итоговом протоколе территориальной комиссии. Не знаю, с чем это было связано, – возможно, просто техническая ошибка. Потому что общие данные по всем участкам района, повторюсь, сведенные вместе, практически такие же, как и в первом туре – без аномального роста количества избирателей.

Фото0153Фото0154Данные по всем участкам Ленинского района Николаева. Итоговая сумма не совпадает с цифрой в последней строчке

Как видите, разница только в одной цифре — все остальные совпадают.

А если абстрагироваться от нюансов, то сама цифра, свидетельствующая об общем количестве избирателей, мало на что влияет. В первую очередь она полезна для того, чтобы в день голосования давать данные по явке избирателей.

— Если бы выяснилось, что расхождения очень значительные, ЦИК имел бы право провести пересчет бюллетеней, как говорится, вручную?

— На самом деле ЦИК не участвует в процессе подведения итогов местных выборов. ЦИК вообще не имеет права вмешиваться в установление результатов выборов. Наша функция – получить данные от всех территориальных избирательных комиссий и обнародовать их на сайте ЦИК, как это и предусмотрено избирательным законом.

Законом возможность «ручного пересчета» со стороны ЦИК не предусмотрена. На местных выборах это – прерогатива территориальных комиссий. Собственно говоря, роль ЦИК на местных выборах – это создание территориальных избирательных комиссий, в данном случае – Николаевской городской, как города областного значения. Дальнейшая работа – уже в зоне ответственности самих ТИК.

« На местных выборах возможность «ручного пересчета» со стороны ЦИК не предусмотрена»

Да, есть удивительный момент, что никто из членов Ленинской районной избирательной комиссии при составлении итогового протокола не обратил внимания на ошибку. И в дальнейшем в городской комиссии не заметили ничего необычного. Возможно, это объясняется так называемым человеческим фактором. Ведь в первую очередь все обращают внимание на количество голосов, поданных за каждого из кандидатов, – а общее количество избирателей в данном случае на установление результатов выборов не влияет, если на каждом конкретном участке их количество не претерпело изменений.

Кроме того, в день голосования ЦИК собирал данные по активности избирателей в день голосования – и, подавая их, городская ТИК отталкивалась от правильной цифры, полностью совпадающей с данными Госреестра. То есть ошибочная цифра появилась только спустя сутки после голосования – и, подчеркну, только в одном протоколе.

Фото0156

ТИК Ленинского района получила меньшее количество бюллетеней, чем указала в своем протоколе. То есть изначально ошибки в количестве избирателей не было

Я, конечно, допускаю и то, что ошибка была сделана с умыслом – дабы потом поднять скандал вокруг результатов выборов. Но с другой стороны – все сроки для обжалования результатов выборов уже прошли. Поэтому смысл таких действий (если они и были умышленными) непонятен.

— А как можно объяснить факт, пусть и незначительного, но расхождения в следующих данных: количество изготовленных бюллетеней превышает количество фактически полученных участковыми комиссиями? Например, в Николаеве к первому туру выборов (25 октября) было изготовлено 375 818 избирательных бюллетеней, а участковыми избирательными комиссиями было получено 375 951 – откуда взялись «лишние» бюллетени на участках?

— Я бы назвал это «положительной безалаберностью» (улыбается, — авт.). Дело в том, что типография-изготовитель передает ТИКам пачки бюллетеней в упакованном виде. На каждой пачке указано количество бюллетеней. Но члены ТИК не имеют права вскрывать упаковки – таково требование закона. Они просто суммируют цифры, указанные на каждой из них. Ручной пересчет полученных бюллетеней осуществляют уже УИК. И бюллетеней очень часто (и не только в Николаеве, подобная ситуация была и на киевских местных выборах) оказывается больше.

Почему? Во-первых, предприятие-изготовитель печатает бюллетени с небольшим запасом. Во-вторых, при расфасовке бюллетеней в пачки возможны технические ошибки. И потом, изготовитель из самых лучших побуждений, это действительно так, всегда старается напечатать чуть больше – в таком случае к нему не будет претензий по поводу «пропавших» бюллетеней.

Более того, кроме итогового протокола, комиссии сдают и другую документацию. В том числе – акты о том, что количество фактически полученных бюллетеней оказалось больше, чем заказных и формально изготовленных. Если такие акты есть в наличии (а они, как правило, есть), то законодательство о выборах в таком случае абсолютно не нарушено.

Как в ЦИК могут прокомментировать тот факт, что на сайте Государственного реестра избирателей указаны данные по количеству избирателей в г. Николаеве, отличающиеся от тех, которые зафиксированы в итоговых протоколах николаевской городской ТИК? Так, по состоянию на 30 сентября 2015 г. – 380559 человек; по состоянию на 31 октября 2015 г. – 381050; по состоянию на 30 ноября 2015 г. – 381171. То есть существенно больше, чем 369 000, и существенно меньше, чем 388 663.

— Каждый месяц мы публикуем данные о количестве избирателей в стране на сайте Госреестра – в том числе по каждому городу и району. Но есть нюанс: на местных выборах не голосуют военнослужащие срочной службы и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Это уже – минус некоторое количество человек.

Но кроме этого, в Николаеве, как и в любом другом городе Украины, есть избиратели, в паспортах которых стоит штамп «выбыл». Куда их относить? В законе написано, что в реестре избирателей напротив фамилии такого человека ставится отметка «выбыл». Мы знаем о существовании этого избирателя, он внесен в реестр, но в списки избирателей он не включен.

Фото0151

11485 избирателей г. Николаева отмечены как «выбывшие»

Как вы думаете, сколько таких граждан по Украине? 729 тысяч человек! Вот такой парадокс: мы знаем их всех поименно, но не включаем в списки избирателей. Нет регистрации – значит, нет возможности отнести избирателя к конкретному участку.

Что интересно: еще в прошлом году эта цифра была гораздо меньше (около 500 тысяч человек). Почему она стала резко увеличиваться? Все довольно просто: повысились тарифы на услуги ЖКХ, люди получили возможность получать субсидии. А субсидии начисляются в зависимости от количества зарегистрированных в квартире – граждане начали активно выписываться. Плюс среди мотивов «выбывших и никуда не попавших» относится и желание уклониться от уплаты алиментов или от призыва на военную службу.

Кстати, знаете, какая самая «проблемная» категория избирателей с точки зрения экономики? Приписанные к заграничному избирательному округу. В местных выборах они участия не принимают, но в выборах президента и народных депутатов – да. Так вот, их около 450 тысяч человек, зарегистрированных в консульских учреждениях Украины по всему миру, но голосуют из них не более 10-15%. Мы делали анализ: если взять выборы, которые проводились за всю историю независимой Украины, то что будет, если исключить из результатов «заграничных» избирателей? Как изменятся результаты? Поверьте, они никоим образом не повлияли на выборы ни одного народного депутата Украины.

Но при этом – огромные затраты. Бюллетени печатаются на все 450 тысяч «зарубежных» избирателей. Плюс расходы на доставку бюллетеней за границу. И кроме того, каждому такому избирателю пишется письмо – а, между прочим, затраты на почтовые услуги в Европе очень сильно отличаются от украинских. И получается, что каждый избиратель за границей обходится несопоставимо дороже, чем в Украине. Но – таковы требования законодательства, возможность проголосовать должен иметь каждый гражданин.

«Самая «проблемная» категория избирателей с точки зрения экономики — приписанные к заграничному избирательному округу»

«Самая «проблемная» категория избирателей с точки зрения экономики — приписанные к заграничному избирательному округу»

— Вернемся к ситуации в Николаеве, чтобы окончательно расставить все точки над «i». ЦИК получал официальные обращения по поводу результатов выборов?

— Да, был запрос народного депутата от партии «Оппозиционный блок» Сергея Ларина, на который мы предоставили официальный ответ: в целом все то же, что рассказали сейчас и вам. Параллельно обратились в Национальную полицию с просьбой провести расследования данного инцидента.

В свою очередь мы в рабочем порядке проинформируем и Нацполицию о результатах своего расследования. Речь, повторюсь, скорее всего идет о технической ошибке, которая абсолютно не повлияла на конечный результат.

— Хорошо, ну а какие дополнительные действия может предпринять полиция? Допросить членов Ленинской районной ТИК?

— Да. Но, скорее всего, те, в свою очередь, скажут, что не заметили допущенной технической ошибки.

Фото: Константин Макульский

Справка

Основными претендентами на победу перед первым туром (25 октября) считались действующий городской голова Юрий Гранатуров, баллотировавшийся от партии «Наш край», кандидат от «Оппозиционного блока», бывший глава областного совета (до 2014 года) Игорь Дятлов и Александр Сенкевич, IT-предприниматель, представляющий «Самопомощь».

Результаты первого тура: участие в гонке продолжили Дятлов (44 764 голосов) и Сенкевич (25 904 голоса), а действующий мэр лишь ненамного отстал от второго места (25 496 голосов).

Результаты второго тура: Александр Сенкевич набрал 54,9% (80 636) голосов, Игорь Дятлов — 43,28% (63 567). При этом сам «Оппоблок» на выборах в городской совет набрал 34,05%, и получив в нем 26 мест из 54. На втором месте – «Самопомощь», с 13,6% голосов и 10 мандатами.

*

Top