А.Магера: Советники, готовившие президенту представление по составу ЦИК в Раду, его подставили

Магера предложил Порошенко созвать публичную дискуссию по кандидатурам нового состава ЦИК

Почти месяц назад Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады список из 11 кандидатур для нового состава Центральной избирательной комиссии. Предложенный президентом состав вызвал неоднозначную реакцию не только среди радикальных и оппозиционных сил страны, но и в кругах коалиции. Основная причина – президент не учел равные возможности для всех политических партий, что не соответствует европейским стандартам и документу ПАСЕ, в котором говорится, что состав ЦИК должен быть представлен как минимум одним представителем от каждой парламентской фракции.

Однако голосование в Раде, которое, по оценкам политических экспертов, должно было состояться еще в июне, отложено до лучших времен. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий ранее заявлял, что выносить на рассмотрение парламента вопрос по новому составу ЦИК опасно, пока разные фракционные силы не нашли консенсус по данному вопросу. Андрей Магера, предложенный «Народным фронтом», в президентский обновленный список так и не вошел.

Ранее Hubs писал уже о том, почему фигура нынешнего замглавы ЦИК стала причиной для «очередной ссоры в святом семействе БПП и НФ». Hubs  решил узнать у самого  Андрея Магеры, с чем связано, по его мнению, решение президента полностью обновить состав избирательной комиссии, какие вызовы будут стоять у нового ЦИК, учитывая непростую политическую и экономическую ситуацию в стране, и какими рычагами влияния будут обладать члены новой Центральной избирательной комиссии.

– В 2012-м у вас было три судебных решения Высшего административного суда. Вы говорили, что режим Януковича так боролся лично с вами, с вашей независимостью. Решение Петра Порошенко об исключении вас из нового состава ЦИК не напоминает вам ту ситуацию?

– Я бы  не сравнивал эти ситуации. Возьмём для примера одну из них 2012 года. Это судебное решение по иску кандидата в народные депутаты Украины, которая проживала в Киеве.

Был конкретный субъект представления  соответствующего  искового заявления, второй момент – истец. Заявление было подано вместо положенных 5 дней, где-то на 10-й в Высший Административный суд,  и он её принял. В-третьих, что очень интересно, все три моих дела рассматривала одна и та же коллегия судей. Вот такая интересная  система компьютерного распределения дел, которая вслепую выдала к рассмотрению  все 3 дела с одной  и той же коллегией судей  относительно меня.

Ну и самый  интересный нюанс  в том, что постановление принято единогласно всеми 15-ю членами Центральной избирательной комиссии, но признаны были  противоправными действия именно мои.

Ну, вот, не углубляясь в  эти  детали,  я думаю, что по этим признакам можно для себя сделать вывод, какими нитками эти судебные решения вообще шились.

Ну а президент внёс представление,  поступили предложения от разных фракций, и  он внёс его такое, какое  внёс. Что будет дальше, посмотрим.

– Как вы объясняете для себя решение президента – власть хочет поставить на места лояльных и предсказуемых людей, а вы, видимо, в эту категорию не подпадаете из-за своей непредсказуемости? Или в чем причина, по-вашему?

– Я думаю, что любая власть, абстрагируясь от фамилий, хотела бы иметь лояльный состав Центральной избирательной комиссии. В этом большой тайны я не открою.

Вопрос в том, можно ли  на сто процентов рассматривать лояльными людей, которые туда предлагаются, и можно ли иметь такую гарантию? Я думаю, такую гарантию никто не даст.

– Какие вызовы будут стоять перед новым составом ЦИК, учитывая, что страна сейчас находится в непростой политической и экономической ситуации?

– В первую очередь, это условия ведения войны на Востоке Украины,  вопрос формирования представительных органов власти с учётом факторов оккупации  Крыма и Севастополя. Все это  напрямую накладывает свой отпечаток на некомплектность  состава Верховной Рады Украины, поскольку большая часть одномандатных округов находится и в Крыму,  и в Севастополе, и в отдельных районах Донецкой и  Луганской областей.

– Вы назвали список, предложенный Порошенко, несбалансированным и не соответствующим европейским стандартам, поскольку в документе ПАСЕ говорится, что состав ЦИК должен быть представлен как минимум одним представителем от каждой парламентской фракции. Как, если предложенный состав будет утвержден, это отразится на внутриполитической борьбе?

– На самом деле, есть  такой кодекс необходимой  практики по избирательным вопросам у Венецианской комиссии.  И в пункте №75 обозначено, что состав центрального избирательного органа должен быть пропорционально представлен или парламентскими политическими силами, или хотя бы теми политическими партиями, которые собрали определённый процент голосов на выборах в парламент.  И поэтому говорить про то, что поданные кандидатуры являются сбалансированными, с точки зрения кодекса подобной практики, я  бы не говорил.

Про какую сбалансированность можно говорить, если из шести парламентских партий учтены предложения только трёх их них, и то не полностью. Например, если взять «Народный фронт», то из трёх кандидатур учтена только одна.  Поэтому я думаю, что для президента был бы очень сильным шаг, если бы он создал публичную дискуссию по обсуждению  кандидатур  в состав ЦИК. С широким привлечением всех парламентских партий, авторитетных общественных организаций, международных структур, которые существуют в Украине.  Я думаю, что это  был бы  действительно очень сильный шаг президента. Он бы достойно вышел из этой ситуации.

– Как будут вести себя на политическом поле фракции, не имеющие своего представителя в ЦИК? Не приведет ли это к усилению радикальных настроений в парламенте?

– Если ЦИК будет сформирована несбалансированной,  я тут не хочу выглядеть  пророком, но моя мысль, что через год-два такую Центральную избирательную комиссию неминуемо будет штормить. Её будут разрывать политические силы. Важно то, чтобы ЦИК после внесения изменений в свой состав уже с первых дней имела некоторый уровень доверия со стороны общества, со стороны парламентских политических партий. Если же она начнёт работать в условиях недоверия, к ней, как к органу, то ни к чему хорошему это не приведет, в конечном счёте.

– Возникает подозрение, что таким образом Порошенко перестраховывает себя на следующих выборах. Прокомментируйте, пожалуйста, как вы оцениваете эту политическую игру?

– Мы должны понимать, что член Центральной избирательной комиссии назначается на срок 7 лет и это значит, что, если особа назначена сейчас в 2016 году, то срок ее полномочий будет до 2023 г.  До этого года должны произойти выборы президента, и, глядя на последние события, могут  пройти, как минимум, две парламентские кампании.  В любой момент могут быть и внеочередные выборы, поэтому важность ЦИК, безусловно, является большой, но я бы её тоже не переоценивал,  потому  что основные нарушения происходят всё-таки на уровне избирательных участков.

– Как лояльный президенту состав ЦИК может быть использован как рычаг давления? Какие возможности есть у ЦИК?

– Способ давления? Ну, я тоже не переоценивал бы роль ЦИК. Даже  если ЦИК решит отказать в регистрации каким-нибудь кандидатам, всё равно остаётся возможность обращения в суд. ЦИК не принимает окончательного решения. Но, конечно, хотелось бы,  чтобы  решения ЦИК сразу были объективными и справедливыми.

– Но, если мы будем учитывать, что и некоторые суды, как вы уже говорили, являются лояльными к власти…

– Я бы не хотел разглядывать такой вариант. Знаете, почему?  Из-за того, что отказ в регистрации кандидатов по надуманным причинам, а не условиям, предусмотренным законом,  в конечном итоге приведёт к серьёзным проблемам в отношениях с нашими международными и стратегическими партнёрами. И я думаю, что такие вещи не останутся незамеченными. Поэтому логично, что я не верю, что подобное развитие событий может быть возможным. По крайне мере, если они будут развиваться именно таким образом, то это будет путь в никуда для самих организаторов такой «акции».

– Но если мы предположим  худший вариант.  Какие могли бы быть рычаги влияния на выборы?

– В условиях мажоритарной избирательной системы ЦИК назначает промежуточные выборы в случае, если появляется вакансия в Верховной Раде Украины касательно депутата, который был выбран в одномандатном округе. Такая возможность предусмотрена. Но если разобраться, какие полномочия будут у ЦИК в избирательном процессе, можно понять, что она формирует состав окружной избирательной комиссии, может создавать определённую конфигурацию руководящего состава для представителей каких-нибудь политических сил. Она может, условно говоря, жалобу рассмотреть на первый день, может на второй. А может какие-нибудь документы, которые рассматриваются в течение 5 дней,  рассмотреть в  первый день, а может и на пятый. Но я бы  всё-таки не переоценивал роль ЦИК. Когда  будут устанавливаться результаты выборов,  эти цифры она нарисует не с потолка, а возьмёт  из протоколов окружных и участковых  избирательных комиссий. Потому что, ещё раз хочу сказать, что именно на уровне участковой избирательной комиссии происходит очень важный момент установления результатов выборов.

– Вы достаточно четко высказали позицию, что выборы на Донбассе можно проводить не раньше, чем через два года. Не кажется ли вам, что лояльный состав ЦИК планируют использовать для того, чтобы вынести на референдум руками ЦИК вопрос о статусе Донбасса, таким образом переложив ответственность с депутатов на граждан?

– Никакой момент, конечно, исключать невозможно. Потому что всегда вероятность чего-то  остаётся, но, судя по последним заявлениям и президента, и руководства Верховной Рады, и Министерства иностранных дел, и самих народных депутатов Украины, я вижу, что есть определённая консолидированная позиция украинского политикума относительно того, что говорить.  Вообще говорить про любые выборы на Донбассе, пока не решёно наименьшее – фактор безопасности.  И моя позиция тут тоже в унисон с представителями многих украинских политиков,  с тем же Климкиным, Парубием. То есть я поддерживаю их позицию. Пока не решены вопросы безопасности, вообще говорить про Донбасс бесперспективно.

– Существует предположение, что следующей весной возможны внеочередные парламентские выборы, а, значит, влияние ЦИК будет лишь усиливаться. Тщательно подобранный новый состав ЦИК – это прелюдия к этим выборам?

– Такие выборы действительно могут  произойти весной 2017 г., а могут и не произойти. Это зависит от того, будет ли хотя бы одно из конституционных  оснований, предусмотренных статьей №90 Основного Закона Украины, для досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины. Но представьте ситуацию, даже если будут одновременно все 3 условия, предусмотренные статьей, это ещё не означает,  что такие выборы произойдут автоматически.

Для назначения таких выборов необходимо решение президента. И тут я хочу сделать ударение: это право, а не обязанность президента распускать Верховную Раду при наличии конституционных оснований. И никто его не сможет заставить это сделать. Он может этим правом  воспользоваться, а может оставить возможность для продолжения конструктивного диалога между парламентскими силами для того, чтобы нормализовать работу парламента. Условно говоря, он может создать новую коалицию, сформировать новое правительство. То есть,  если такие основания будут, которые я только что перечислил, президент всё-таки может, как гарант исполнения Конституции, как глава державы, выступить арбитром и помирить парламентские силы или каким-то другим образом направить работу парламента в конструктивное русло.

– Определены 11 из 12 членов нового состава ЦИК. Кто же возглавит список? Ваше мнение?

– На самом деле, в представлении определены 11 кандидатур и нельзя говорить,  что первая кандидатура  или последняя имеет какое-то значение. Они, насколько мне известно, поданы в алфавитном порядке.  И важный момент! Верховная Рада назначает членов Центральной избирательной комиссии. Президент предлагает Верховной Раде назначить членов Центральной избирательной комиссии. Но глава ЦИК, заместители главы ЦИК и секретарь ЦИК избираются на тайном заседании Центральной избирательной комиссии путём подачи бюллетеней в тайном режиме из состава членов  Центральной избирательной комиссии,  поэтому в определённой мере все будет зависеть от того, какая будет конфигурация Центральной избирательной комиссии на момент избрания руководства.

– Почему Порошенко затягивает с последним? Нет кандидатуры или это тоже такая игра — интрига, чтобы в один день, как уже делалось, но по другим важным вопросам, в срочном порядке заставить парламент проголосовать правильно?

– Тяжело сказать. Я думаю, что представители президента могут пояснить позицию главы державы,  но моя мысль, что это обязанность президента — внести кандидатуры всех 12-и членов Центральной избирательной комиссии. Если появляется 12 вакансий, 12 должны и вноситься. Тут причин для каких-нибудь разных толкований я не вижу. И если посмотреть в прошлом, посмотреть историю, то главы державы, а это были президент Кучма и президент Ющенко, если появлялись вакансии в Центральной избирательной комиссии, они вносили такое же  количество кандидатур в состав ЦИК. Но не меньше. Никогда не меньше.  Была даже один раз ситуация, когда в декабре 2004 г., когда президент Кучма на 15 вакантных должностей в ЦИК внес 18 кандидатур, даже больше, чем нужно, для того, чтобы парламент определился.  Но никогда за историю существования Центральной избирательной комиссии Президент Украины не вносил меньшее количество кандидатур, чем открытых вакантных должностей.

– Ваше мнение, за новый состав проголосуют до окончания каникул или уже осенью? И как в одном и во втором случае это отразится на выборах 17 июля?

– Я достаточно скептически отношусь к возможности изменения в составе Центральной избирательной комиссии до конца этой сессии. Смотрите! У нас официально текущая сессия Верховной Рады заканчивается 16 июля,  если, конечно, парламент не примет другого решения.  17 июля — это день голосования в 7 одномандатных округах в парламент. Ещё где-то до 10 дней нужно время для установления Центральной Избирательной Комиссией официальных результатов выборов. Следующая же сессия Верховной Рады состоится только 6 сентября.

Поэтому я думаю, что более вероятный вариант, когда такое решение будет принято, — в сентябре. Тем более, сейчас, насколько мне известно, какого-то соглашения между политиками касательно кандидатур в состав ЦИК до сих пор нет.  Это ещё займёт какое-то определённое время для консультаций, для того, чтобы они могли прийти к приемлемому решению. Может ли это повлиять на результаты выборов в 7 округах? Я думаю, что нет. Независимо от того, какой бы состав Центральной избирательной комиссии ни проводил выборы в этих 7 округах, мы должны понимать, что мажоритарная составляющая и 7 мажоритарных округов, это в определённой мере такая бочка с динамитом. И никогда не знаешь, кто-то будет туда факел пытаться вставить или всё обойдётся. Поэтому я думаю, это не зависит существенно от состава  Центральной избирательной комиссии

– Вы успели поработать и при режиме Януковича, и при нынешней власти. Ваша оценка тому, как изменились правила игры, по-вашему, с точки зрения работы  ЦИК? 

– На самом деле я работал при четырёх  из пяти президентов Украины.  Только у Кравчука не было Центральной избирательной комиссии как постоянно действующего органа. И дважды  мою кандидатуру вносил Леонид Кучма в состав ЦИК.

Каким-то образом изменилась работа Центральной избирательной комиссии? Я бы не стал  так категорично утверждать.  В большей мере, много чего зависит от состава  ЦИК, от  профессионального и  морального уровня ее членов. Вот именно от этих качеств и зависит. А от  того, какой это режим?…Безусловно, в часы режима Януковича мы наблюдали сильное давление на членов ЦИК, на членов Окружных избирательных комиссий. Суды работали как единая слаженная система. Мы помним выборы  2012 года, когда кандидат от власти не набрал достаточного количества голосов и  суды принимали решения признать недействительными голосования в целых районах  в областях. Вообще до такого маразма уже доходило. Очень бы хотелось, чтоб такая ситуация больше никогда не повторялась.

– И всё-таки! Столько времени при различных властных режимах вы проработали в  Центральной избирательной комиссии, почему именно сейчас возник вопрос относительно замены ЦИК?

– На самом деле, это вопрос должен был возникнуть ещё в четырнадцатом году. Почему он возник сейчас? Я думаю, этот вопрос надо политикам адресовать. В 2014 г. истёк семилетний срок, в частности и у меня, и это значит, что Президент Украины имеет одну из двух возможностей: или подать мою кандидатуру снова для назначения, потому что ограничений для назначения членов ЦИК нет в законодательстве, или не вносить мою кандидатуру, а подать другую кандидатуру на моё место. Вот алгоритм действий главы  державы.

Все очень просто. Почему это не делалось  два года назад, мне тяжело сказать.  Но то, что те помощники или советники, которые готовили представление президента в Верховную Раду Украины касательно состава Центральной избирательной комиссии, его подставили, это для  меня очевидно. Насколько они это сознательно или не сознательно делали? Я думаю, президент  сам разберётся в этой ситуации. Я верю в то, что президент исправит, мягко говоря, ошибки своей команды,  и начнёт широкий общественный диалог на тему формирования состава ЦИК.  Ещё раз подчёркиваю, это был бы для него очень сильный шаг. И он бы перехватил инициативу в свои руки.

*

Top